Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Международная конференция
"Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов"

Стенограмма заседаний

День первый, 12 октября 2005 г., Москва, гостиница "Националь"

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Следующий доклад - Елена Анатольевна Панфилова, директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Транспэрэнси-Интернэшнл": "Злоупотребления административным ресурсом на выборах".

ЕЛЕНА ПАНФИЛОВА, директор "Транспэрэнси-Интернэшнл-Р".

Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо большое за приглашение на конференцию, хотя, на самом деле, моя тема звучит довольно забавно, если ее прочитать, как "Злоупотребление административным ресурсом в контексте международных избирательных стандартов" - то есть не очень понятно, что я здесь делаю, да?

Потому что, если говорить о стандартах и то, чего я не очень четко здесь услышала, для меня основной избирательный стандарт - это наличие реальной политической конкуренции. Может быть, очень много других стандартов, но без этого все остальные имеют достаточно прилагательное значение. Потому что не существует, насколько мне известно, международного стандарта на имитацию выборов. Насколько я знаю, не существует международного стандарта на свободную, равную агитацию в стране, где все практически средства массовой информации, а в первую очередь электронные, либо контролируются государством, либо принадлежат государству, либо тем или иным способом могут попадать под влияние исполнительной власти в период выборов.

Если кто-то мне покажет такой стандарт, тогда мне будет иметь смысл с чем-то работать в ходе избирательной кампании. И тут надо сказать, что если уж говорить о стандартах, то злоупотребление административным ресурсом - это не только проблема выборов. Это злоупотребление административным ресурсом происходит и в период между выборами, и как раз то, о чем только что г-н Федотов говорил, регулярные изменения законодательства перед каждыми выборами, регулярные изменения именно этих самых юридических норм, оно как раз к этому имеет отношение.

Дело в том, что внедрение юридических норм, направленных на сохранение власти правящей элитой - это тоже есть злоупотребление административным ресурсом. И до тех пор, пока мы не станем к этому относиться именно так, а будем их только рассматривать как некое, как у нас говорят, развитие электорального права в России, я думаю, мы далеко не уйдем.

На самом деле, если смотреть на злоупотребление административным ресурсом на выборах как на практику проведения кампании с мобилизацией всех возможных институциональных, медийных, бюджетных, регуляторных, юридических средств и ресурсов для обеспечения сохранения власти правящей элиты, то перед нами встают три вопроса, вернее, три аспекта злоупотребления административным ресурсом на выборах: концептуальный, политический и юридический.

С концептуальной точки зрения может возникнуть вопрос, а почему "Транспэрэнси Интернэшнл-Россия" занимается антикоррупционной деятельностью, занимается проблемой злоупотребления административным ресурсом? Да только потому, что мы считаем и будем всегда настаивать на своей точке зрения, что злоупотребление административным ресурсом на выборах - есть форма коррупции; злоупотребление административным ресурсом - есть использование государственных и иных публичных полномочий и ресурсов для достижения личных и корпоративных политических целей.

Если вы посмотрите на данное явление с этой точки зрения, то вы увидите, что это и есть практически один в один классическое определение коррупции. Потому что вот то, о чем говорил г-н Надеждин: главе администрации в Магадане мы из наших налогов платим зарплату не для того, чтобы бегать по улицам и обсуждать проблемы развития политических партий. В этот момент он за эти деньги должен был заниматься проблемами, например, ЖКХ. Мы формируем наш бюджет вовсе не для того, чтобы куски этого бюджета отправлялись на поддержку тех или иных политических партий без нашего одобрения и без нашего ведома. Мы формируем управленческие органы, обеспечиваем из наших налоговых денег структуры исполнительной власти автомобилями, домами, сотрудниками, медийными средствами не для того, чтобы весь этот ресурс использовался для только интересов правящей элиты.

Использование этих самых публичных ресурсов для обеспечения победы на выборах той или иной партии - есть коррупция. И тут правда, стандарты относительно противодействия политической коррупции очень сильно страдают именно с точки зрения признания злоупотребления административным ресурсом как формой коррупции. И в связи с этим я хочу сказать, что если не в электоральном законодательстве, то в антикоррупционном законодательстве мы будем добиваться закрепления этих стандартов. Если очень трудно вписать в международное избирательное законодательство проблему противодействия злоупотреблению административным ресурсам, то вот в конвенцию ООН о противодействии коррупции можно. И я смею вас уверить, что "Транспэрэнси-Интернэшнл" будет очень этим серьезно заниматься. Если мы не сможем зайти со стороны внедрения этого в избирательное законодательство, то тогда зайдем со стороны антикоррупционного законодательства.

Политическая сторона. Тут у меня для всех здесь присутствующих и для страны в целом есть две новости: плохая и хорошая, и они взаимосвязаны. Хорошая новость - это то, что как только мы видим случаи злоупотребления административным ресурсом, это значит, что у власти есть конкурент, это хорошо. Это значит, есть эта самая конкуренция. Абсолютно нет никакого смысла власти напрягаться на злоупотребление административным ресурсом, когда и так ясно, что победит представитель власти. Если он сильный, разумный, если он много делает для округа, если он много делает для того или иного района, области, страны, то тогда зачем вообще все это дело устраивать? Если же мы видим массированное злоупотребление административным ресурсом, значит, возможны варианты, и мы это видим.

Плохая новость - это то, что эти самые конкуренты, сами не прочь воспользоваться возможностями административного ресурса и сыграть не по правилам. Например, сходить в Кремль, там, или к Лужкову и договориться о 10 процентах до того, как идти с программой к избирателям. Это очень большая политическая проблема, потому что тогда вообще встает вопрос - зачем эти самые конкуренты идут на выборы: для того, чтобы добиться власти, или для того, чтобы обеспечить личное трудоустройство? Эта проблема напрямую связана с злоупотреблением административным ресурсом, потому что он имеет обыкновение перетекать из рук в руки очень быстро, и на него подсаживаются люди стремительнее, чем на что бы то иное.

Юридическая составляющая проблемы злоупотребления административным ресурсом состоит в том, что нормы, ограничивающие это явление, существуют. Тут проблема заключается, как всегда, в правоприменении: как организовать сбор материалов мониторинга; как довести их до суда; как обеспечить готовность тех, кто должен их использовать, идти до конца. И это трудная задача, которая возникает перед нами, перед общественными организациями.

У меня есть данные по мониторингу злоупотребления административным ресурсом на выборах в Москве. А что я с этим должна делать? В общем, самой в суд идти с этим, как вы знаете, ни по закону нельзя, ни как бы с какой радости? А партиям это нужно? Если бы я была точно уверена, что партия готова идти до конца, обеспечить соответствующую юридическую поддержку, и договоренность с властью о том, как мы будем проходить во власть, с 10-ю, там с 15-ю процентами, имела меньшее значение, чем добиться справедливости, пускай даже в одном суде, я бы охотно поверила в то, что у нас есть в ближайшей перспективе возможность противодействовать административному ресурсу не на словах с телеэкранов и из газет, а на практике.

И маленький комментарий про упомянутые здесь оранжевые революции. Я прошу обратить внимание всех, кто эту тему здесь поднимал, а она поднималась неоднократно. Да, действительно, никто из нас не любит революций. Нормальных людей, как правило, привлекает стабильность, комфорт и безопасность собственной семьи, детей и своей страны. Но об оранжевых революциях, если кто помнит, заговорили после выборов. Страх оранжевой революции стал нагнетаться, в том числе и в нашей стране, постфактум. Почему-то я не видела говорящих на предмет массовых нарушений в ходе избирательной кампании на Украине - до, массового злоупотребления административным ресурсом коррупционным режимом Кучмы. Никто, когда готовились массированные злоупотребления административным ресурсом: недопуск других кандидатов к средствам массовой информации в Украине; огромное влияние российских денег в избирательную кампанию; не скрываемое никем участие российских приадминистративных политтехнологов в избирательной кампании на стороне одного кандидата, никто не бился в истерике и не говорил, что это неправильно.

Начали кричать, что неправильно - это когда страна на это ответила. Потому что никто не будет, конечно же, спорить, что там было, на что отвечать именно путем оранжевой революции. Поэтому мой совет тем, кто не хочет оранжевых революций - снижайте уровень коррупции в стране, не допускайте массового и беззастенчивого злоупотребления административным ресурсом, и все будет хорошо. Спасибо.

продолжение

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru