Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  


РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Материалы международной конференции

Фрагменты выступлений

В. Л. Шейнис

И при прежнем порядке назначения избирательных комиссий (половина их членов на главных уровнях назначалась исполнительной, половина – законодательной властью) власть имела, в общем, послушные органы, управлявшие избирательным процессом и, когда надо, подправлявшие нежелательные результаты. Идти надо было в прямо противоположном направлении – убрать этот паритет, который был продиктован законодателю политической конъюнктурой 1993 г.: острым противостоянием властей. Совершенно очевидно для любого не предубежденного эксперта, что исполнительной власти нечего делать в формировании избирательных комиссий. Но еще в 2002 г. пошли по прямо противоположному пути, выстраивая вертикаль “министерства по делам выборов”.

Б. Л. Вишневский

Организация выборов поручена избирательным комиссиям, механизм формирования которых гарантирует их полную зависимость от исполнительной власти. При этом существует “избирательная вертикаль”, формально подчиненная ЦИК РФ, а де-факто контролируемая Кремлем.

Контроль за законностью проведения выборов поручен тем же избирательным комиссиям, милиции и прокуратуре. Но все эти органы, как показывает практика, все чаще выступают не в роли “арбитров” выборного процесса, а в роли активных “игроков”. Они “избирательно” применяют закон, демонстративно не замечая нарушений со стороны “нужных” кандидатов и одновременно под микроскопом выискивая несуществующие нарушения у “ненужных” кандидатов. В общем, ведут себя, как подразделения единого избирательного штаба, последовательно выполняющего поставленную задачу. А все попытки кандидатов и партий, не имеющих “административного ресурса”, заставить указанные органы выполнять свои обязанности, оказываются, как правило, безрезультатными.

Так, сколь очевидны бы ни были нарушения – ничто не обязывает избирательную комиссию применить санкции к тем, кто подкупает избирателей. Ничто не обязывает прокуратуру привлечь к ответственности чиновника, незаконно агитирующего за “нужного” кандидата. Ничто не обязывает милицию задержать распространителей фальшивых листовок или провести поиск “подпольной” типографии, где они печатаются. Наконец, ничто не обязывает суд принять решение о наказании нарушителей. Причина в том, что статус всех перечисленных органов хорошо описывается простой формулой: они все могут, но ничего не обязаны – поскольку не несут никакой ответственности за “избирательное” применение закона.

 

предыдущий раздел

следующий раздел

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru