Главная страницаОб ИнститутеВсе о выборахПартии и выборыМестное самоуправлениеДискуссионный клубЖурнал "Выборы. Законодательство и технологии"Наши партнерыФонд "Либеральная миссия"Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИAport RankerRambler's Top100  Rambler's Top100  

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Бюллетень № 5

март 2008

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
 

6. Информационное обеспечение выборов

 

6.1. Информирование избирателей о выдвинутых списках кандидатов избирательными комиссиями

Закон обязывает избирательные комиссии информировать избирателей о выдвинутых кандидатах в депутаты Государственной Думы. Помимо размещения информации о кандидатах в Интернете (см. раздел 4.4) важнейшее значение имеют также публикация этой информации в государственных печатных СМИ и издание сводных информационных плакатов, которые размещаются в помещениях избирательных комиссий и местах для голосования.

В развитие положений закона ЦИК РФ приняла 23 мая 2007 г. постановление № 12/93-5 «О Комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о федеральных списках кандидатов, выдвинувших их политических партиях и зарегистрированных кандидатах при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва». В нем, в частности, предусматривалось, что ЦИК РФ:

  • не позднее чем через 48 часов после регистрации каждого федерального списка кандидатов направляет в «Парламентскую газету» и «Российскую газету» для опубликования указанный список с биографическими данными о кандидатах и сведениями о размере и об источниках доходов, а также об имуществе каждого зарегистрированного кандидата;

  • не позднее чем за 20 дней до дня голосования обеспечивает издание и отправку специального информационного выпуска, содержащего сведения о зарегистрированных кандидатах в составе всех федеральных списков кандидатов и о политических партиях;

  • не позднее чем за 20 дней до дня голосования направляет в нижестоящие избирательные комиссии информационный плакат с перечнем политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

В соответствии с данным постановлением каждое постановление о регистрации федерального списка кандидатов содержало пункт: «Опубликовать настоящее постановление и зарегистрированный федеральный список кандидатов с представленными Политической партией … сведениями о них, в том числе о доходах и имуществе кандидатов, в «Российской газете», «Парламентской газете» и журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Однако «Парламентская газета» (тираж 35 тыс. экз.) опубликовала списки кандидатов только четырех «парламентских» партий (ЛДПР, КПРФ, «Единой России» и «Справедливой России»), а «Российская газета» (тираж более 400 тыс. экз.) не опубликовала ни списки кандидатов, ни сведения о них.

Специальный информационный выпуск, содержащий предусмотренные постановлением ЦИК РФ сведения о политических партиях и о зарегистрированных кандидатах в составе всех федеральных списков кандидатов, был выпущен тиражом 100 тыс. экз. и разослан в нижестоящие избирательные комиссии. Этот выпуск должен был находиться в помещении для голосования на всех избирательных участках, что однако было выполнено не везде.

Что касается информационного плаката, то Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» требует, чтобы участковые избирательные комиссии в помещении для голосования оборудовали информационный стенд, который, в частности, должен содержать следующую информацию обо всех зарегистрированных федеральных списках кандидатов:

  • биографические данные зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы кандидатов, в объеме, установленном ЦИК РФ, но не меньшем, чем в объеме, установленном для публикации зарегистрированных федеральных списков кандидатов;

  • сведения о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральные части федеральных списков кандидатов и в соответствующие региональные группы кандидатов, в объеме, установленном ЦИК РФ;

  • сведения из финансовых отчетов политических партий, а также о результатах проверки этих отчетов в объеме, установленном ЦИК РФ.

Закон, к сожалению, не уточняет, кто обязан готовить материалы для информационного стенда. Очевидно, что УИК не располагают ни необходимой информацией, ни возможностями для изготовления соответствующих материалов, поэтому эти материалы должны изготовляться и всегда изготовляются избирательной комиссией, регистрирующей кандидатов или списки кандидатов (в данном случае ЦИК РФ).

Однако в цитируемом постановлении ЦИК РФ от 23 мая 2007 г. предусмотрено содержание плаката, значительно сокращенное по сравнению с требованиями закона. Согласно постановлению, он должен был содержать лишь наименования и эмблемы политических партий, внесенные в избирательный бюллетень, и основания регистрации соответствующих федеральных списков кандидатов (кроме партий, зарегистрированных по парламентской льготе). Под наименованием политической партии должны были помещаться фамилия, имя и отчество каждого из трех зарегистрированных кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов. Именно такой плакат и был выпущен ЦИК РФ.

Таким образом, в этом плакате не только не содержалось никаких сведений из финансовых отчетов политических партий и никаких сведений о доходах и имуществе кандидатов, но и не содержалось даже фамилий, имен и отчеств кандидатов, входивших в первые тройки региональных частей федеральных списков. Тем самым этот «информационный» плакат оказался менее информативным, чем избирательный бюллетень, что также можно считать нарушением закона.

продолжение 

 

 

 

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru