| МОНИТОРИНГ
                      ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР бюллетень № 2,
                      февраль 2007 
                       Выпуск
                      подготовили: Иванченко А.В.,
                      Любарев А.Е., Кынев А.В.,
                      Скосаренко Е.Е., Сергеев А.А., Акаевич В.Г.,
                      Кривцов В.И.
 
 | 
                   
                    | 3.
                    Избирательные округа Как
                    отмечалось в разделе
                    1, выборы депутатов
                    Законодательного Собрания
                    Пермской области всех трех
                    созывов проходили по 40
                    одномандатным округам. При этом
                    два одномандатных округа
                    соответствовали территории КПАО
                    и 38 – собственно Пермской
                    области. Таким образом, на
                    выборах депутатов
                    Законодательного Собрания
                    Пермского края число
                    одномандатных округов на
                    территории Пермской области
                    сократилось с 38 до 28. Это
                    означало необходимость коренной
                    переделки схемы одномандатных
                    округов с увеличением их
                    размеров на территории области
                    примерно на 40%. По данным на 1
                    июля 2006 г. (на основании которых
                    определялась схема округов)
                    общая численность избирателей
                    Пермского края составляла 2 117 638
                    человек. Общая численность
                    избирателей, проживавших на
                    территории Коми-Пермяцкого
                    округа составляла 89 863 человек.
                    Общая численность избирателей,
                    проживавших на остальной
                    территории края, составляла 2 027 775
                    человек. Исходя из этих данных,
                    средняя норма представительства
                    избирателей по Коми-Пермяцкому
                    округу – 44931,5, а по остальной
                    территории края – 72420,5. Таким
                    образом, голос избирателей в
                    Коми-Пермяцком округе оказался в
                    среднем в 1,6 раза весомее голоса
                    избирателей в остальной части
                    края. Такое отступление от
                    принципа равного избирательного
                    права не соответствует нормам
                    Федерального закона “Об
                    основных гарантиях
                    избирательных прав и права на
                    участие в референдуме граждан
                    Российской Федерации”, однако
                    оно определялось нормами
                    Федерального конституционного
                    закона, которые имеют приоритет
                    перед федеральными законами1. В
                    соответствии с Положением о
                    выборах схема одномандатных
                    округов была определена
                    Временной избирательной
                    комиссией 3 августа 2006 г. При нарезке
                    округов удалось добиться, чтобы
                    размеры всех округов
                    отклонялись от соответствующей
                    средней нормы представительства
                    не более чем на 10%. При этом “разрезать”
                    пришлось 1 муниципальный район
                    из 6 в Коми-Пермяцком округе и 7
                    муниципальных районов из 36 в
                    остальной части края, 6 из 7
                    районов г. Перми, а также города
                    Березники и Соликамск. “Разрезание”
                    шести районов г. Перми и города
                    Березники было неизбежно с
                    учетом значительной численности
                    избирателей, проживающих на
                    данных территориях. По-видимому,
                    невозможно было обойтись и без
                    “разрезания” некоторых
                    муниципальных районов. Однако
                    совершенно неоправданным
                    выглядит “разрезание” г.
                    Соликамска, число избирателей
                    которого (71591) превосходно “укладывалось”
                    в один округ. Непонятна также
                    причина, по которой три сельских
                    поселения Пермского района были
                    включены в округ № 4 вместе с
                    частью Индустриального района г.
                    Перми. В
                    соответствии с Положением о
                    выборах Временная избирательная
                    комиссия утвердила перечень
                    территорий, соответствующих
                    региональным группам.
                    Региональные группы “Пермь–Север”
                    и “Пермь–Юг” включали
                    части территории г. Перми (но
                    последняя также три сельских
                    поселения Пермского района),
                    группа “Пермь–Краснокамск”
                    помимо части г. Перми включала
                    также Краснокамский район и
                    часть Пермского района. В
                    соответствии с Положением о
                    выборах была предусмотрена
                    отдельная группа “Коми-Пермяцкий
                    округ”. Группы “Север”,
                    “Юг”, “Запад” и “Восток”
                    включали соответственно районы
                    и города северной (без Коми-Пермяцкого
                    округа), южной, западной и
                    восточной частей края. При этом
                    группа “Север” идеально
                    соответствовала северо-восточной
                    части края, а группа “Восток”
                    неплохо соответствовала
                    восточной. В то же время
                    Кунгурский район оказался
                    разделен между группами “Юг”
                    и “Запад”. продолжение 
 1 Отметим,
                    что Постановление
                    Конституционного Суда РФ от 17
                    ноября 1998 г. № 26-П признало
                    допустимым отступление от
                    принципа равного избирательного
                    права с целью обеспечения
                    представительства от
                    территориальных единиц с
                    малочисленным населением. Тем не
                    менее, были и иные способы
                    решения данной проблемы,
                    например, более радикальное
                    увеличение числа депутатов
                    Законодательного Собрания.  
  |