Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

ДЕМОКРАТИЯ В НИЩЕТЕ: КОРЯКИЯ ИЗБРАЛА ГУБЕРНАТОРА БЕЗ НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ

А.Кынев, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

14 марта и 4 апреля 2004 досрочные губернаторские выборы состоялись в одном из самых бедных и депрессивных регионов России – Корякском автономном округе. Крае нищеты, разваливающейся системы ЖКХ, транспортной изолированности и туберкулеза. Это регион, где выборы давно превратились для избирателей в способ существования – для многих это единственный шанс хоть что-то заработать на жизнь. Несмотря на сложную ситуацию, хотя и с большим трудом, губернаторский пост сохранил действующий губернатор Владимир Логинов – до этого, в 1996 и 2000 действующие губернаторы в регионе неизбежно проигрывали.

Анализ избирательных компаний прошлых лет свидетельствует о протестном голосовании населения округа на всех “персональных” выборах: на КАЖДЫХ следующих выборах в округе меняется губернатор и депутат Государственной Думы (начиная с 1993 никто из них, за исключением депутата Госдумы Р.Гималова, в округе не смог избраться на второй срок), высокий уровень ротации и на местном уровне. Даже на выборах окружной думы по единому четырехмандатному округу в 2000 году был замешен лишь 1 мандат, так как все остальные кандидаты набрали голосов меньше чем “против всех”. Избиратель как бы авансом голосует за чудо, естественно обманывается и голосует на следующих выборах за новую иллюзию, так как в старую уже не верит (дескать ты, может, человек и хороший, но про тебя и что ты можешь мы уже знаем, а тут выберем нового, может чудо произойдет). То есть избиратель голосует либо протестно, либо просто продает свой голос (как сделал это в 1999 и 2003 году, избрав в Госдуму Р. Гималова). Данное обстоятельство в сочетании с отсутствием каких-либо позитивных изменений за время правления Логинова делало его избрание на второй срок довольно проблематичным, хотя и не безнадежным делом. Главных “утешающих” обстоятельств было два: сохраняющаяся позитивная оценка личных качеств Логинова (в отличие от оценки результатов работы администрации) и отсутствие единой персонифицированной альтернативы, раздробленность оппозиции. Основной угрозой для губернатора было появление в округе представителя какой-либо крупной российской ФПГ, обладающего значительно большими, чем Логинов и поддерживающая его “Корякгеолдобыча” (КГД), финансовыми ресурсами; однако это все же, к счастью для Логинова, не произошло.

Корякский автономный округ – один из самых небольших по числу избирателей и самых периферийных субъектов Российской Федерации. КАО расположен в стороне от основных транспортных магистралей, фактически географический изолят, средства сообщения – авиация (полуразвалившиеся вертолеты и малые самолеты, летающие по одному богу известному графику из-за погоды и постоянных технических сбоев) и море, автодороги фактически отсутствуют (трасса Палана-Эссо давно и безнадежно строится).

10 декабря 1930 г. Постановлением Президиума ВЦИК был образован Корякский национальный округ с подчинением Далькрайисполкому. Население данной территории к этому времени составляло 12 800 человек, в том числе коренных жителей — коряков, ительменов, чукчей, эвенов — насчитывалось 9500 человек. Центром КНО до июля 1934 года служила культбаза, расположившаяся в 70 километрах вверх по течению от устья реки Пенжина. 22 июля 1934 г. Постановлением ВЦИК Корякский национальный округ был включён в состав Камчатской области Дальневосточного края, а культбаза была перенесена на правый берег реки Апука. В конце 1937 культбаза КНО перебирается в село Палану, и с этого времени Палана становится центром Корякского национального округа.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, Корякский автономный округ одновременно входит в состав Камчатской области. 8 октября 1990 года на 2-ой сессии Совета народных депутатов КАО было принято решение объявить КАО Корякской Автономной Советской Республикой в составе РСФСР. 29 октября 1991 в связи с изменениями в Конституции РСФСР, Совет народных депутатов КАО решил: 1. Корякский автономный округ, находясь в составе РСФСР, не входит в Камчатскую область. 2. КАО объявляется Корякской республикой в составе РСФСР. Однако затем конфликт с Камчатской областью все же был урегулирован, а округ подписал федеративный договор о разграничении полномочий с центром. С 1993 года Корякский автономный округ выступает самостоятельным субъектом Российской Федерации. 19 декабря 1997 года Думой КАО принят Устав. С 2000 регион входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Территория округа – 301,5 тыс. кв. км (1,8% территории Российской Федерации), это больше чем площадь Приморского края, Сахалинской или Камчатской областей (без самого КАО). Всего населения в округе не более 27 с половиной тысячи человек, из них коренные народы Севера 25,1% (коряки – 16,4%; чукчи – 3,6%; ительмены – 3,0%; другие национальности – 5,7%). Постановлением Правительства РФ в 2000 в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ включены, помимо коряков, ительменов, эвенов, чукчей и алеутов, алюторцы и камчадалы. Последние проживают в двух районах – Карагинском и Олюторском, местом компактного проживания алюторцев является село Вывенка. Население округа постоянно сокращается за счет выезжающих. Отток населения не перекрывает даже имеющийся естественный прирост.

Из-за резкого ухудшения условий жизни с 1990 года население округа уменьшилось на 40%. Миграционный отток естественной убыли населения составляет 80 процентов. Средняя продолжительность жизни коренных народов Севера – 40 лет. Ощущается сильная нехватка квалифицированных кадров, потому как именно они в первую очередь покидают Округ. Больницы укомплектованы врачами лишь на 48%, медсестрами на 54,5%.

По официальным данным, Корякский автономный округ занимает первое место в России по уровню заболеваемости туберкулезом. Если в России этот уровень в среднем достигает 87,3, то в Корякии он уже давно держится на отметке 427. Это заболевание среди детей превышает российский уровень в 20 раз. Среди детей из семей малочисленных народов Севера – в 30 раз. В отличие от Паланы, давно обзаведшейся кладбищем, в ряде сел продолжают хоронить по старому обычаю. В округе действует 31 лечебное учреждение. Из них только два размещены в типовых зданиях, остальные в приспособленных деревянных постройках, степень износа которых 80–90%.

Административный центр округа – пгт Палана (4 тыс. жит.). Административно округ разделен на четыре района: Карагинский район с центром – поселок Оссора (население района 6714 жит.), Олюторский район с центром – село Тиличики (население района 7669 жит.), Пенжинский район с центром – село Каменское (население района 3652 жит.), Тигильский район с центром – село Тигиль (население района 9820 жит., на его территории находится пгт Палана). Расстояние от административного центра пгт Палана до Москвы – 12866 км. Расстояние от Петропавловска–Камчатского до Паланы – 990 км.

Округ живет в основном за счет государственных дотаций. Каждые трое из четырех жителей КАО имеют доходы ниже прожиточного минимума. 77% жителей округа живут за чертой бедности. В 2002 решением губернатора из-за проблем с финансированием принято решение о снижении северного районного коэффициента с 2,0 до 1,6. Округ также занимает первое место в РФ по численности безработных на тысячу населения. КАО является одним из регионов РФ с самыми высокими потребительскими ценами, к примеру стоимость минимального набора продуктов питания в Палане в три раза выше, чем в Благовещенске, самая высокая на Дальнем Востоке. Ситуация в Пенжинском районе значительно хуже.

Основные отрасли хозяйства – цветная металлургия и рыбная промышленность. Оленеводство фактически разрушено. До конца 1990-х в округе ничего кроме рыбодобычи не было. Исторически центрами добычи и переработки морской рыбы были с. Усть-Хайрюзово и с. Пахачи, однако к настоящему времени Пахачи в упадке, ухудшается ситуация в Усть-Хайрюзово. В конце 1990х основными рыбодобывающими компаниями на территории КАО были ЗАО “Иянин Кутх”, “Поллукс”, “Корякрыба”, “Коряквапром”, колхоз имени Бекерева, колхоз “Ударник”. С начала 1990-х годов округ пребывает в экономическом кризисе, почти все рыбзаводы и оленеводческие колхозы развалились. Ситуацию усугубило резкое снижение квот на добычу рыбы в 2002 году.

Ситуацию в округе в эпоху экономического кризиса немного спасло то обстоятельство, что в конце 1980-х на севере Корякии в Олюторском районе было найдено крупное месторождение платины, которое стало основой существования компании “Корякгеолдобыча”, превратившейся к середине 1990-х в бюджетообразующее для региона предприятие. КГД – второй после “Норильского никеля” добытчик платины в России (около 30% российской платины). Что характерно – собственником КГД остались “местные” кадры – те самые бывшие геологи, которые и начинали освоение месторождения (президент компании Касым Шакиров). Компания занимается не только добычей драгоценных металлов, но и строит дороги Палана–Анавгай, Корф–Медвежка. Получена лицензия на разработку угольного разреза Корфский. Ранее добычу угля на территории КАО осуществляла только компания “Камчатлестоппром”. Тем не менее до 2000 политическая власть в регионе была у “рыбаков”.

Помимо платины на территории округа имеются месторождения никеля, золотоносные месторождения (рудное “Аместистовое” в Пенжинском районе, россыпное в Карагинском), однако по причине трудности разработки (удаленность районов, отсутствие инфраструктуры) к настоящему времени реально осуществляется только добыча платины. В Корфе и Тигиле добывают бурый уголь, на Олюторском полуострове имеется ртутная руда, возможна добыча нефти на континентальном шельфе. В целом север полуострова является достаточно мало изученной территорией.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют всего 0,2% всех земель округа, из них пашня занимает 8%. С трудом сохранившиеся 9 оленеводческих совхозов объединены в 2001 в ГУП “Коряколенпром”.В последнее время начали выращиваться картофель (преимущественно в личных хозяйствах), овощи и даже зерновые. Коренное население традиционно занято в прибрежном рыболовстве, а также оленеводстве и охотничьем промысле.

Транспортные перевозки осуществляются в основном морским и воздушным транспортом. Главный авиаперевозчик – ГУП “Корякавиа”, очень относительно регулярные авиарейсы малой авиацией осуществляются по маршруту “Петропавловск–Палана–Оссора–Тиличики”, а также напрямую из Петропавловска в Оссору и Тиличики. Расписание постоянно срывается как по погодным, так и по техническим условиям, причем и на эти редкие рейсы достать билет практически невозможно. Иногда даже районные центры неделями оказываются в полной транспортной изоляции. Судоходство осуществляется по р. Пенжина. Крайне медленно идет развитие дорожной отрасли (строится дорога Палана–Анавгай, которая когда-нибудь соединит КАО с сетью дорог Камчатской области, Корф–Медвежка к угольному разрезу и др.).

Губернаторская чехарда 1990-х: метания между рыбой и платиной

Хотя губернатор Корякского автономного округа является высшим должностным лицом КАО и лично возглавляет систему исполнительной власти округа, тем не менее его полномочия являются гораздо более ограниченными, чем у большинства российских губернаторов. Причин здесь несколько – высокая роль коммунистов, имевших значительное влияние как в Окружном совете народных депутатов, так и в Думе КАО и всегда выступавших за расширение полномочий представительных органов власти и коллегиальный характер принятия решений, отсутствие сплоченных и организованных общеокружных элитных группировок, которые могли бы стать основой для сильной исполнительной власти, а также высокая степень развитости местного самоуправления (по факту в КАО действует двухуровневое местное самоуправление и почти в каждом селе есть свои избранные населением и независимые от губернатора глава и сельский совет). Ослабляет центральные власти КАО и географическое положение округа: большинство районов и населенных пунктов естественно–географически изолированы друг от друга, размещение населения округа сильно децентрализовано (формальный центр Палана – это всего 14% населения округа).

Таким образом, с одной стороны, губернатор КАО в глазах избирателей персонифицирует региональную власть и находится “в ответе за все”, а с другой – имеет очень слабые рычаги влияния на ситуацию в бедном и депрессивном регионе. Сложилась ситуация, когда эффект ожидания населения от губернатора не соответствует его реальному властному положению. В сочетании с постоянным ухудшением ситуации в регионе в течение 1990-х это вело к тому, что все корякские губернаторы 1990-х, избравшись один раз на общеокружных выборах, следующие выборы неизбежно проигрывали. Так руководивший округом с 1990 Сергей Леушкин (сначала председатель окрисполкома, а в 1991 назначен президентом РФ Б.Ельциным главой администрации округа) в ноябре 1993 был избран членом Совета Федерации первого созыва, заняв первое место по КАО с 29,82% голосов (в 1993 выборы Совета Федерации фактически носили характер всенародной легитимации ранее назначенных президентом губернаторов). Однако губернаторские выборы 17 ноября 1996 года он проиграл Валентине Броневич, которая, выиграв выборы 1996, не смогла избраться на второй срок в 2000, в свою очередь проиграв Владимиру Логинову. Причем С.Леушкин после проигрыша губернаторских выборов 1996 неоднократно пытался вернуться в большую политику (баллотировался в Государственную думу РФ от КАО в 1999, в губернаторы округа в 2000), но всякий раз неудачно, и только в 2003 он сумел вернуться в региональную политику, став главой администрации Олюторского района.

Также необходимо отметить, что С.Леушкин прервал сложившуюся в КАО традицию, согласно которой округом руководили, как правило, представители коренного населения – Макар Михайлович Обухов (1934 – 1952), Георгий Игнатьевич Бекерев (1952 – 1959), Василий Полуэктович Беккеров (1959 – 1971), Степан Никандрович Слободчиков (1971 – 1985), Валентина Ивановна Успенская (1985 – 1987). С избранием губернатором 1996 ительменки В.Броневич эта традиция восстановилась, но вновь была прервана избранием Логинова в 2000. И данное обстоятельство – одна из причин недовольства Логиновым частью лидеров организаций коренного малочисленного населения.

На первых выборах губернатора 17 ноября 1996 года фактически сформировался оппозиционный тогдашнему губернатору С.Леушкину блок в составе В.Броневич, за которой стояла крупнейшая рыбодобывающая компания “Иянин Кутх”, бизнесмена Н.Савельева и Н.Солодяковой (бывший народный депутат России, корячка по национальности, занимавшая в тот момент пост заместителя председателя Законодательного Собрания Камчатской области), которую поддерживали коммунисты. Н.Солодякова сняла кандидатуру в пользу Броневич. В результате губернатором КАО была избрана Валентина Тадеевна Броневич, за нее проголосовало 47,13% избирателей округа, причем она победила во всех четырех районах КАО (получив от 43,75 до 51,07 %). Главным противником С.Леушкина стало обострение экономического кризиса в 1995–1996, виновником которого он казался в глазах населения (хотя, как показывают данные фокус-групп, сейчас времена Леушкина воспринимаются многими как одни из самых относительно благополучных). Проигравший выборы С.Леушкин продолжил оказывать сопротивление, издав постановление “О чрезвычайной ситуации в Корякском автономном округе”, в котором обратился к Президенту РФ с просьбой ввести на территории округа чрезвычайное положение “в связи с недопоставкой энергоносителей и невыплатой заработной платы”, отменил свое же постановление от 12 сентября 1996 г., которым были назначены выборы главы администрации округа, и предложил окружной избирательной комиссии “приостановить все действия по выборам губернатора”. Однако Центризбирком РФ признал итоги выборов и обратился к генеральному прокурору РФ с просьбой проверить “законность и обоснованность” распоряжения С.Г.Леушкина.

Таким образом, власть в округе перешла к В.Броневич. Однако поддержавшая В.Броневич коалиция оказалась недолговечной. Н.Солодякова после выборов была назначена первым заместителем губернатора, но занимала этот пост только до 1998 года. Также не были выполнены и данные обещания перед Н.Савельевым. Резко увеличились штаты администрации и число вице-губернаторов, главную роль играли вице-губернатор Левчук1 и руководитель рыбодобывающей компании “Иянин Кутх” Иван Михнов.

В.Броневич проводила политику закрепления за поселками т.н. “базовых предприятий”, которые в обмен на квоты содержали социальную сферу, организовывали завоз (естественно, на бюджетные деньги) и т.д., такими предприятиями при Броневич стали ЗАО “Evening Star” (Верхнее Хайрюзово), ЗАО “Иянин Кутх” (Усть-Хайрюзово и Ковран), ЗАО “Поллукс” (Лесная), ЗАО “Корякаквапром” (Воямполка), ОАО “Преображенская БТФ” (Тымлат), РА “Колхоз имени Бекерева” (Ивашка), РА “Колхоз Ударник” (Карага, Кострома). Особо стоит отметить роль ЗАО “Иянин Кутх”, в которой работали ближайшие родственники Броневич (а ее база Усть-Хайрюзово – признанный центр рыбной промышленности округа), данная компания получала от администрации округа преференции при распределении квот, доминировала в организации в округ завоза топлива и т.д. По мнению многих глава “Иянин Кутха” Михнов был “теневым” вице-губернатором. Столь неприкрытое использование положения губернатора для лоббирования принадлежащего ей бизнеса вызывало все большее раздражение местной элиты. Также стоит отметить, что именно при Броневич в округе появилось ОАО “Преображенская БТФ” крупного приморского бизнесмена О.Кожемяко (ныне члена Совета Федерации РФ от Приморья). Так как Броневич интересовали в первую очередь бизнес-интересы, то она фактически добровольно отдавала все не столь существенные по ее мнению полномочия окружной думе, именно при Броневич в округе окончательно сформировалась крайне раздробленная система местного самоуправления. Раздражающим фактором против Броневич была ее любовь к роскоши и драгоценностям. Так, она прилетела в размороженный депрессивный Пенжинский район в дорогой шубе и бриллиантовых серьгах. Дочь В.Броневич обучалась в Англии. Ухудшилась при Броневич ситуация с отоплением населенных пунктов и обеспечением электричеством. Так, в Палане при Броневич не было горячего водоснабжения – экономили на угле.

В тоже время ухудшались отношения Броневич и со ставшей бюджетообразующей для округа ЗАО “Корякгеолдобыча”, добывающей платину в Олюторском районе. Таким образом, ситуация к 2000 “дозрела” до формирования против Броневич на выборах значимой оппозиции, весь вопрос был в том, кто эту оппозицию может объединить и персонифицировать. Такой фигурой стал генеральный директор ЗАО “Корякгеолдобыча” Владимир Логинов. На стороне Логинова выступили поддерживавшие в 1996 Броневич коммунисты и лично Н.Солодякова, вместе с которой Логинов был депутатом Камчатского областного совета народных депутатов.

В ходе избирательной компании 2000 года В.Логинов позиционировал себя хозяйственник и успешный руководитель, который сможет изменить экономическую ситуацию в округе, команда Логинова активно критиковала Броневич за протекционизм “Иянин Кутху”, невнимание к проблемам округа и т.д. При этом Броневич пыталась использовать в свою пользу админресурс: так, через местные администрации раздавались письма, подписанные вице-губернатором КАО В.А.Мышляевым, в которых содержался призыв голосовать за действующего губернатора В.Броневич. Активно осуществлялся подкуп избирателей (с обоих сторон). Ст. 49 Закона КАО "О выборах губернатора Корякского автономного округа" ограничила расходы кандидатов на предвыборную агитацию 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 тыс. р.). Позже были внесены изменения, и предвыборный фонд был увеличен до 800 тыс. р. Учитывая, что 29 населенных пунктов КАО находятся на расстоянии сотен километров друг от друга и добраться до них возможно лишь на вертолете, стоимость аренды которого в час составляет не менее 30 тыс. р., данная статья изначально ставила кандидатов в неравные условия при агитации на выборах 2000 года.

Итоги выборов губернатора КАО 3 декабря 2000

 

Округ в целом

Олюторский

Тигильский

Карагинский

Пенжинский

Явка

 

3639

4417

2691

1544

В.Т.Броневич

4053 (32,99%)

401 (11,01%)

2437 (55,17%)

1036 (38,49%)

179 (11,59%)

С.Г.Леушкин

630 (5,13%)

83 (2,2%)

490 (11,09%)

38 (1,4%)

19 (1,2%)

В.А.Логинов

6225 (50,68%)

2946 (80,6%)

1055 (23,9%)

1115 (41,4%)

1109 (71,8%)

Е.П.Мель

590 (4,8%)

30 (0,8%)

162 (3,7%)

220 (8,2%)

178 (11,52%)

М.И.Попов

53 (0,43%)

13 (0,35%)

16 (0,36%)

19 (0,7%)

5 (0,32%)

Против всех

413 (3,36%)

100 (2,7%)

155 (3,5%)

137 (5,09%)

21 (1,4%)

Убедительную победу одержал В.Логинов2, который с подавляющим перевесом победил в базовом для “Корякгеолдобычи” Олюторском районе (80,6%) и в соседнем с Олюторским Пенжинском районе (71,8%), часть населения которого также работает в КГД в качестве вахтовиков (сыграл свою роль и фактор перебоев с отоплением в Пенжинском районе при Броневич). Броневич смогла выиграть лишь в своем родном Тигильском районе – базе ЗАО “Иянин Кутх” (55,17% против 23,9% у Логинова); с минимальным перевесом в 80 голосов Логинов выиграл в Карагинском районе. Леушкин вел компанию фактически только в Тигильском районе (из 630 полученных им голосов – 490 “тигильские”), где реально отбирал голоса у В.Броневич и тем самым помогал Логинову. Е.Мель получил сколь-нибудь заметное число голосов только в Карагинском и Пенжинском районах, куда проводил завоз топлива, а М.Попов просто “обеспечивал конкурентность”.

Нереализованные надежды правления Логинова

Вскоре выяснилось, что новый губернатор не имеет ни команды, ни знаний, ни средств для реализации каких-либо устойчивых программ развития. При формировании Логиновым окружной администрации изначально ставка была сделана не на расширение политической опоры губернатора и формирование вокруг него коалиции разных элитных мини-групп (а такие группы несомненно можно было найти), а наоборот, на сужение сектора политической поддержки губернатора. Фактически ничего не получили и очень быстро перешли в оппозицию губернатору коммунисты, что сразу усугубило ситуацию в Думе КАО (а без ее поддержки губернатор фактически не может проводить никакой целенаправленной политики). Таким образом, Логинов фактически предстал не как губернатор “всех жителей КАО”, а как в первую очередь ставленник КГД. Выступить как консолидатор Логинов или не сумел, или не захотел. В некотором смысле политика администрации Логинова – это политика Броневич наоборот: если Броневич все самые выгодные “куски” отдавала своей фирме “Иянин Кутх”, то Логинов все значимые проекты, финансируемые из бюджета, отдавал “Корякгеолдобыче” (это завоз топлива, строительство дороги Палана–Анавгай, взлетной полосы в Палане, дороги Корф–Медвежка и т.д.). При этом прежний фаворит администрации “Иянин Кутх” был фактически выжит из округа (у компании отобраны все прежние преференции, фактически флот “Иянин Кутх” перебазировался во Владивосток и Мурманск, а прежнее имущество в КАО почти целиком передано другим фирмам).

Начались бесконечные конфликты с окружной думой, прокуратурой и т.д. Не удалось сформировать полноценную администрацию: пригласить “внешних” спецов денег не было, а из местных просто никого не было нужного уровня. Окружная дума вынудила уйти в отставку “правую руку” губернатора С.Засухина. Сам Логинов вел себя крайне непоследовательно, мечась из крайности в крайность и находясь под влиянием “всех во все стороны”. В результате фактически “зависшим”, брошенным на произвол судьбы оказался такой важнейший сектор, как социальная сфера (а бюджетники составляют в округе большинство избирателей), крайне слабым является правовое управление (решения губернатора регулярно опротестовывает прокуратура), у администрации округа практически полностью отсутствует пиар–обеспечение деятельности – нет ни нормальной пресс-службы, ни аналитического управления (которое должно бы по идее разрабатывать стратегию и тактику деятельности администрации).

Была проиграна борьба за рыбные квоты (если это вообще была борьба), которые в 2002 резко снизились. Главное – в 2002 решением губернатора из-за проблем с финансированием принято решение о снижении северного районного коэффициента с 2,0 до 1,6, что вызвало настоящий взрыв недовольства. Администрация объясняла неизбежность этого решения тем, что правительство РФ повысило зарплаты бюджетникам, тем самым лишив округ возможности доплачивать жителям по коэффициенту 2,0 (округу, который на 97 % дотационный, нужно порядка 200 миллионов рублей, чтобы выплатить зарплату по новым тарифам с учетом долгов). Депутаты Думы КАО обратились в прокуратуру округа с просьбой дать оценку данному постановлению. 30 мая 2002 было принято постановление Думы КАО “О политике, проводимой Правительством РФ в северных районах”, в которой деятельность Правительства РФ была подвергнута резкой критике. Ранее в КАО был минимальный северный коэффициент 1,6 и максимальный 2, применявшийся для работников лесной отрасли. Потом Совет Министров РСФСР 4 февраля 1991 года издал постановление № 76, которое разрешило субъектам Федерации устанавливать для работников производственной и непроизводственной сферы размеры северных коэффициентов от минимального до максимального, действующих на территории региона. И бывший председатель окрисполкома С. Леушкин пошел на популистский шаг, установив 12 апреля 1991 года для всех рабочих и служащих производственной и непроизводственной сферы коэффициент 2. С 1 сентября 1994 года коэффициент 2 стал применяться на выплаты пособий и компенсаций семьям, имеющим детей. Решение о снижении коэффициента было принято без должной подготовки регионального общественного мнения, при отсутствии реальной сети информирования населения о причинах решения администрации (все объяснения начались уже как оправдания после того, как началась бурная негативная реакция), кроме того, в соседней не менее депрессивной Камчатской области сумели сохранить коэффициент 1,8; сохранили, несмотря на трудности, прежний коэффициент и на Чукотке. Таким образом, принимая аргументацию губернатора о том, что Правительство РФ посадило округ на “голодный паек”, большинство населения и элиты округа были склонны оценивать ситуацию как признак неспособности губернатора эффективно защитить интересы округа в Москве.

Выяснилось также, что само КГД не очень отдавало себе отчет, зачем оно поставило в округе своего губернатора, если денег помогать ему нет. У компании большие сложности – месторождение платины исчерпывается, а новые проекты требуют огромных инвестиций, которых нет.

Кроме того, у нового губернатора не оказалось сколько-нибудь серьезной системы политического и экономического лоббизма на федеральном уровне (иначе столь грубое игнорирование интересов округа при Логинове практически всеми федеральными ведомствами – от Госкомрыболовства до Министерства по налогам и сборам – трудно объяснить). Фактически единственный подобный лоббист – член Совета Федерации от КАО бывший министр природных ресурсов РФ В.П.Орлов, однако его деятельность практически целиком связана с проблемами горнорудной промышленности и скорее ориентирована на КГД, а проблем у округа значительно больше, и они разнообразнее3.

Из позитивных изменений при Логинове можно отметить реализацию перспективных проектов (заявления о строительстве мини-ТЭЦ, вяло строящиеся новые дороги, добыча золота в Карагинском и Пенжинском районах), по оценкам, немного улучшилась ситуация с завозом топлива. Создан внебюджетный Фонд по развитию экономики и поддержке ЖКХ КАО.

Что касается позиции региональной элиты в целом, то в настоящее время региональную элиту можно представить состоящей из нескольких сегментов:

    • Базовая элитная группа – это ЗАО “Корякгеолдобыча”, эта группа фактически контролирует администрацию округа, под ее контролем осуществляются проекты строительства взлетно-посадочной полосы аэропорта “Палана”, дороги Палана–Анавгай и т.д., она контролирует банк “Крайний Север” и завоз топлива в округ, перспективными являются проекты добычи золота в Пенжинском и Карагинском районах. Фактически в альянсе с этой группой находится ГУП “Корякавиа”.
    • Второй значимый сегмент – это руководители различных муниципальных и бюджетных учреждений (в первую очередь это различные коммунальные службы и учреждения образования), они по статусу находятся в зависимом от администрации округа положении и обычно находятся в партнерских отношениях с доминирующей элитной группировкой. Однако при этом у них присутствует и осознание собственных интересов. Сейчас влияние этой группы на администрацию упало, что вызывает рост недовольства среди ключевых в ней фигур.
    • Собственно местная бюрократия: районные и сельские администрации. Ведут торг со всеми доминирующими группами деловой элиты. Группа распадается на множество фрагментов, не имеет единых лидеров и структурированных интересов.
    • Остатки прежней аграрной элиты. Полностью зависимы от бюджетной поддержки. Сейчас объединены в рамках ГУП “Коряколенпром””. Лояльность доминирующей группе прямо зависит от степени защиты администрацией интересов села.
    • Предприятия рыбной промышленности. Ранее центральным из них был “Иянин Кутх”. Сейчас такой компании–лидера нет. Выделяются “Корякрыба”, “Ивнинг Стар”, “Рыбост”, “Корякаквапром” и т.д. Представлены внерегиональные компании “Поллукс” и “Преображенская БТФ”. Крайне недовольны отсутствием эффективной защиты их интересов, однако пока нет лидера, способного структурировать интересы этого сектора.
    • Различные независимые бизнес-структуры, занимающиеся завозом в округ топлива, продовольствия и т.д. Преимущественно лояльны администрации.

Как хорошо видно, лояльность элитных групп “второго уровня” (а первый уровень это геологическая и рыбная группы) доминирующей группе основана исключительно на прагматических соображениях личной выгоды. Соответственно, как только поведение доминирующей группы перестанет их устраивать, они переориентируются на альтернативную доминирующую группу, что почти неизбежно будет означать смену власти на выборах в округе. Именно от лояльности групп “второго уровня” реально зависит степень твердости положения доминирующей группы. В настоящее время доминирующее положение геологической группы сильно поколеблено, однако альтернативный элитный полюс пока не структурировался, что в известном смысле спасает ситуацию. Не исключен вариант, что группы “второго уровня” могут быстро переориентироваться на некую новую силу, которая может прийти в округ извне (к примеру “Альфа” с проектом добычи нефти на шельфе).

Война губернатора с окружной думой и “муниципальные” войны

Нельзя также не отметить непрерывно шедшую в 2000–2004 “войну” Логинова с избранной одновременно с ним Думой КАО. В настоящее время Дума КАО состоит из 12 депутатов, избираемых населением на 4 года. Как уже отмечалось, Дума КАО является довольно сильным по российским меркам представительным органом власти – она дает согласие на назначение вице-губернаторов округа, председателя окружного комитета имущества, управляющего делами администрации КАО, более того, она может выразить им недоверие, которое обязывает губернатора уволить данное должностное лицо (в частности, дважды такое недоверие было выражено вице-губернатору С.Засухину); именно Дума принимает решения об изменении статуса и числа муниципальных образований в округе и т.д. Все депутаты Думы КАО работают на постоянной основе.

За время существования Думы КАО ее система выборов претерпевала существенные изменения. Так в 1996 Дума КАО избиралась по следующей системе: по 2 депутата от каждого из четырех районов округа (т.е. каждый район становился двухмандатным округом) и 4 депутата по пропорциональной системе по единому общеокружному округу. Однако с законом 1996 года депутаты “намудрили”, введя в нем 25-процентный барьер для списков, допускаемых к распределению мандатов (разработчик закона А.Денисов в беседе с автором честно признался, что эта норма писалась с целью сорвать выборы по спискам), что привело к казусу с результатами, когда мандатов не получили два списка, вместе взявшие около 46% голосов, а список, получивший всего 28%, взял все мандаты. На списочных выборах 1996 года в КАО участвовало три региональных избирательных объединения: “Коренные малочисленные народы Севера КАО”, Корякская окружная организация КПРФ и региональное отделение ВОПД “Наш дом – Россия”.

Результаты голосования за избирательные объединения и блоки на выборах Думы Корякского автономного округа 17 ноября 1996 года

Наименование избирательного объединения, блока

Число голосов

% от числа проголосовавших избирателей

Получено депутатских мандатов

1

Коренные малочисленные народы Севера Корякского автономного округа

2683

23,46%

0

2

Корякская окружная организация КПРФ

3254

28,46%

3

3

Корякское региональное отделение ВОПД “Наш дом – Россия”

2485

21,73%

0

В результате единственным списком, допущенным к распределению мандатов, оказалась Корякская организация КПРФ, но она не смогла получить все 4 причитающихся ей мандата, так как в ее списке остались только 3 кандидата (А.Суворов избрался по округу). Но из этих трех двое вскоре выбыли (А.В. Остапова сложила полномочия на основании личного заявления, а в июне 1997 года депутат Думы В.М.Атяшкин был избран главой местного самоуправления Карагинского района). Таким образом, большую часть срока полномочий Думы КАО созыва 1996–2000 годов 3 из 4 мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, были вакантны.

На выборах 2000 года неудачную систему распределения мест по общеокружному избирательному округу было решено изменить; правда, почему-то решили не понизить 25%-ный барьер до традиционных 5%, а просто отменить выборы по спискам, введя вместо них единый четырехмандатный округ, где избиратель голосует за 4-х понравившихся ему кандидатов, при этом была введена норма, что выдвижение по единому четырехмандатному округу производится только от общественных организаций.

В результате выборов 3 декабря 2000 года (Дума КАО избиралась вместе с губернатором) были избраны все 8 депутатов от четырех двухмандатных округов, а вот по единому четырехмандатному округу был замещен только один мандат (т.к. на втором месте оказалась графа “против всех”) – его получил коммунист А.Суворов. В результате 8 апреля 2001 прошли дополнительные выборы 3 депутатов Думы КАО третьего созыва по единому четырехмандатному национально-территориальному избирательному округу. Все три мандата вновь заняли представители КПРФ Атяшкин, Блоцкий и Баландов, а выдвинутые при поддержке администрации от “Отечества” В.Мизинин, Г.Беккеров и В.Кузнецов “пролетели” (реально В.Мизинину, а также лояльной администрации А.Ключниковой помешало наличие в бюллетене непроходных Кузнецова и Беккерова, которое привело к распылению голосов).

Таким образом, в апреле 2001 все 12 мандатов в Думе КАО оказались замещены, однако вскоре А.Суворов сложил депутатские полномочия в связи с избранием членом Совета Федерации, а весной 2002 покончила жизнь самоубийством депутат Т.Веселовская (вместо нее в феврале 2003 был избран депутат В.Ишниязов). В результате сейчас вакантен 1 из 12 мандатов в Думе КАО, 6 из 11 действующих депутатов находятся в устойчивой оппозиции к губернатору. Только два депутата могут быть расценены как прогубернаторские (председатель Думы КАО в 2000–2003 В.Зуев и председатель бюджетного комитета А.Денисов). Еще двое депутатов нейтральны и лавируют (И.Добрынин, К.Волков).

Качество работы Думы КАО вызывает большие сомнения. Значительная часть решений принимается без серьезной юридической проработки, исходя из политических и конъюнктурных соображений. В 1995–2000 Думой КАО второго созыва было принято 3103 нормативных акта. 136 из них опротестовано прокуратурой округа в связи с содержащимися в них противоречиями с федеральным законодательством. В Думе КАО третьего созыва ситуация стала еще более неблагоприятной.

Первоначально сторонникам Логинова удалось провести на пост председателя Думы своего ставленника Владимира Ивановича Зуева, главного механика ЗАО “Корякгеолдобыча”. Однако затем расклад сил изменился (депутат Веселовская повесилась, депутат Сидоренко “переориентировалась”), и коммунисты стали организовывать интриги против Зуева с целью его смещения с поста председателя, провоцируя его на неадекватные действия и создавая ему максимум неприятностей в работе. 20 июня 2003 по инициативе депутатской группы “Товарищ” состоялось закрытое внеочередное заседание Думы КАО, на котором вместо Зуева председателем Думы КАО стала лидер думской оппозиции губернатору Нина Солодякова4.

В регионе сложилась также довольно сложная и противоречивая система местного самоуправления. Система управления на местном уровне совершенно очевидно является в КАО неэффективной и крайне затратной. К настоящему времени в КАО по факту существует двухуровневая система местного самоуправления, когда округ состоит из четырех муниципальных образований – районов, внутри которых в свою очередь существуют муниципальные образования – села. Соответственно, помимо того, что на уровне районов действуют избираемые населением главы районных администраций и районные советы, на сельском уровне населением также избираются главы сельских администраций и сельские советы. При этом большинство сельских муниципальных образований не имеют фактически никаких источников дохода и почти никакого имущества и реально являются лишь набором должностей, за которые платится зарплата. Выборы глав таких администраций – по сути, голосование за то, какой именно семье получать зарплату главы ближайшие 2 или 4 года; так как МО почти ничего не получают от округа, то и почти никаких рычагов воздействия на МО у округа нет5. В течение ряда последних лет власти КАО предпринимали усилия по укрупнению муниципальных образований – т.е. ликвидации МО на уровне сел и передаче функций органов МСУ от сел районам. При этом, для того, чтобы все муниципальные образования вошли в состав района, нужно волеизъявление (согласие) народа, которое может выражаться в общих собраниях, сходах или путем проведения референдума (в них должно принять участие не менее двух третей населения). Причем это согласие должно дать не только население села, где упраздняется МО, но и население района, в которое будет входить МО (надо признать, что все решения об укрупнении МО проводились именно с согласия населения сел, но на уровне района никто никаких сходов или референдумов о согласии принять село в район не проводил – т.е. формально в процессе укрупнения нарушается закон). Так, решением Думы КАО в Пенжинском и Карагинском районах уже несколько сел вошли в состав муниципальных образований районов (так в Карагинский район вошли Карага, Ильпырское, Кострома, объединяется с Тигильским районом село Воямполка). В упраздняемых МО ранее избранные населением главы и советы будут работать до конца того срока на который они были избраны, далее схема может быть разной: назначение главы села главой района с утверждением в сельсовете либо назначение из числа депутатов сельсовета. В Пенжинском районе главы вошедших в район сел являются заместителями главы района. В результате в настоящее время ряд сел входят в состав муниципальных образований районов (соответственно их власти назначаются властями района), а остальные села являются самостоятельными муниципальными образованиями, одни из которых признают себя подчиненными районам, а другие считают себя независимыми и подчиняющимися напрямую округу (Палана, Усть-Хайрюзово6, Корф).

При этом со статусом многих муниципальных образований существует неясность, так как их уставы не зарегистрированы из-за неопределенности границ и других проблем. Выборы властей в муниципальных образованиях проходят в разные сроки – “в разнобой”. Там где уставы МО зарегистрированы, власти МО избираются на 4 года, где уставы не зарегистрированы, на 2 года. Большинство местных советов избираются по единым многомандатным округам, но есть и одномандатные системы (так избирается совет Олюторского района).

Всей этой системе предстоит сейчас новая пертурбация, так по новому федеральному закону об МСУ (вступает в действие 1.01.2006 года) узаконена двухуровневая система, то есть можно сказать что все усилия губернатора по укрупнению МСУ пошли прахом и многое “придется возвращать взад…”.

Выборы губернатора 14 марта 2004

Таким образом, в преддверии новых выборов губернатора, которые по срокам должны были пройти в декабре 2004, ситуация для В.Логинова и поддерживающей его компании “Корякгеолдобыча” являлась кризисной, причем тенденция к ухудшению не просто набрала инерцию: все плохое связывалось населением с новой властью, а некоторые изменения жизни к лучшему власти “не шли в зачет” – ибо абсолютно не пропагандировались как ее заслуги. Понимая всю слабость своего положения, Логинов пошел на проведение досрочных выборов губернатора (что интересно – дата выборов окружной думы – декабрь 2004 – осталась прежней) 14 марта 2004 года. Он очень опасался, что в губернаторы вновь пойдет Валентина Броневич, времена правления которой теперь воспринимаются почти с ностальгией. Поэтому на выборах депутатов Госдумы в 2003, на которых баллотировалась Броневич, была развернута мощная компания по ее дискредитации. В результате Броневич “с треском” проиграла выборы и соответственно выбыла и из губернаторской кампании.

Своеобразными репетициями выборы губернатора стали выборы главы администраций двух районов – Карагинского и Олюторского. На выборах главы администрации Карагинского района в январе 2003 окружная администрация металась между двумя кандидатами – и.о. главы администрации Н.Ридченко и мэром поселка Оссора А.Литвиновым, опасаясь победы прокурора Карагинского района Александра Давыдова, который провел довольно дорогую кампанию – его участие в выборах рассматривалось как “первая ласточка” предстоящего “хождения” в губернаторы прокурора округа Б.Чуева. Тогда “пронесло” – победил заявивший о лояльности Логинову Н.Ридченко. Зато выборы главы администрации “родного” для КГД Олюторского района в декабре 2003 были проиграны – здесь победил бывший губернатор КАО Сергей Леушкин. По итогам голосования С.Леушкин набрал более 1300 голосов, тогда как действующий глава, лояльный КГД Михаил Тихонов – не перевалил даже 1000-й рубеж.

Все это означало одно – жесткую и бескомпромиссную борьбу на выборах губернатора.

За отсутствием Броневич главным конкурентом Логинова стал прокурор округа, старший советник юстиции, русский по национальности Борис Николаевич Чуев, местный уроженец, который был назначен почти одновременно с избранием Логинова. “Вырос” из участкового милиционера, действует в образе борца за справедливость, который наведет порядок в погрязшем в бюрократии и разворовывании округе. О том, что Чуев пойдет в губернаторы, было известно еще два года назад. Он целенаправленно готовился к выборам: так, в январе 2003 на выборах главы Карагинского района выдвигался представитель команды Чуева прокурор Карагинского района Александр Давыдов (занял третье место, проведя довольно дорогую кампанию). Есть мнение, что за Чуевым стоят некоторые представители камчатского рыбопромышленного бизнеса, например, поддержавший в 1996 Броневич крупный бизнесмен Николай Савельев. По мнению местных экспертов, кампанию Чуева вели известные камчатские технологи (ныне москвичи) Николай и Ирина Семенец (Н.Семенец даже зарегистрировался кандидатом в губернаторы). Кампания Чуева являлась очень активной и массированной, превосходя по масштабам кампанию Логинова. Уже к концу февраля было выпущено 6 номеров газет, один журнал (“Камчатка.Ру”) и множество иной полиграфии. Кстати, что интересно, бывшие коллеги Семенцов из пиар–агентства “Восточный проект” С.Алексухина (оно в свое время выделилось из агентства “Имидж–контакт”, Алексухин в частности вел кампании М.Задорнова, успешную кампанию по избрания в Госдуму от Камчатки генерала Заварзина и т.д.) на этот раз вели кампанию Логинова.

Чуевым активно эксплуатировалась тема наведения в округе порядка, с этим явно была связана и тема нарушений в окружной администрации. Прокуратура КАО начала проверку финансовой деятельности окружной администрации, а 14 января 2004 года возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). По ее данным, во время завоза энергоносителей 355 млн. рублей были растранжирены, использованы по нецелевому назначению. В результате первоначального расследования выяснилось, что деньги, предназначавшиеся на северный завоз, отдавали поставщикам, с которыми не рассчитались за прошлые годы, на что администрация не имела права. В рамках уголовного дела сотрудники прокуратуры 23 января провели выемку документов в окружной администрации. Однако в рамках этого дела никому не предъявили обвинений, и имя губернатора Логинова или его заместителей формально в деле не фигурирует. Кроме того, прокуратура должна оценить факт превышения расходования средств из резервного фонда губернатора на 1 млн. 100 тыс. руб.

Заявив о физических угрозах в свой адрес, ушел в отставку и уехал из округа вице-губернатор В.Мышляев (фактически – крупный бизнесмен, контролирующий местную торговлю). Ранее Мышляев также считался возможным кандидатом в губернаторы.

Ответным шагом окружной администрации стало решение окризбиркома отказать Б.Чуеву в регистрации на основании подписей, так как более 100 подписей в его поддержку принадлежит сотрудникам прокуратуры и иных правоохранительных органов, при том, что в целом для регистрации нужно было представить 499 подписей. По мнению избиркома, это явилось использованием административного ресурса, по мнению же Б.Чуева “в законе не прописано, кто имеет право собирать подписи”. Кроме того, в установленные законом сроки Б.Чуев не ушел в отпуск. В результате Чуев был вынужден зарегистрироваться через залог в 150 тысяч рублей. Уже в середине февраля окружной суд, рассмотрев заявление доверенного лица зарегистрированного кандидата Б.Чуева Дмитрия Галактионова с жалобой на действия на действия избирательной комиссии КАО, решил: "Признать действия избирательной комиссии КАО в части непринятия решения о регистрации Бориса Чуева кандидатом на должность губернатора КАО на основании представленных им подписей избирателей незаконным. Постановление № 27/94 от 6 февраля 2004 года избирательной комиссии КАО о регистрации кандидатом на должность губернатора КАО Бориса Чуева на основании внесенного избирательного залога отменить и обязать избирательную комиссию КАО зарегистрировать Бориса Чуева кандидатом на основании представленных им подписей избирателей". Избирком рассмотрел жалобу губернатора КАО Владимира Логинова по поводу ряда дискредитирующих статей в газете "Камчатские вести" (эти номера газеты распространялись активистами Чуева). Комиссия признала, что все они являются предвыборными агитационными печатными материалами с негативными комментариями. Избирком обратился в Северо-Восточное межрегиональное территориальное управление МПТР России с требованием приостановки действия лицензии газеты "Камчатские вести" на время проведения избирательной кампании по выборам губернатора КАО. Также вышло постановление избиркома в отношении газеты "Комсомольская правда" (хабаровский выпуск).

Еще один кандидат в губернаторы Корякии – бывший мэр Паланы Ю.Хнаев с началом избирательной кампании также стал объектом внимания прокуратуры округа. Прокуратура предъявило ему обвинение по ст. 285 (“злоупотребление должностными полномочиями”) и ст. 293 УК РФ. По мнению следователей, глава поселка нанес муниципальной казне ущерб в 250 тыс. руб. С Хнаева была взята подписка о невыезде, а 7 февраля он был арестован за ее нарушение (вскоре он был выпущен из-под ареста по решению суда). Ранее Юрий Хнаев прославился попытками вывести Палану из состава Тигильского района и тяжбой в Конституционном Суде против инициативной группы, которая хотела провести его отзыв с поста главы администрации. Впрочем, активной компании Хнаев практически не вел.

На фоне агрессивно-негативистской кампании Чуева гораздо более позитивную и не менее активную кампанию вел депутат Камчатского областного совета народных депутатов, избранный от Корякии (в Корякии образован трехмандатный округ по выборам депутатом Камчатского облсовета) Андрей Петров. Петров – крупный бизнесмен, уроженец Карагинского района, учредитель АО “Кампал” и “Трансэнерго”, генеральных поставщиков угля в Камчатскую область; есть мнение о его связях с криминалом. В кампании Петрова активное участие принимали его коллеги по Камчатскому областному совету, по некоторым данным ему симпатизировал, в частности, новый глава администрации Олюторского района С.Леушкин. Петров, судя по всему, рассчитывал и на помощь имеющего интересы в Корякии главы крупной рыболовной компании “Преображенская БТФ”, члена Совета Федерации О.Кожемяко (ему принадлежит рыбзавод в Тымлате), но видимо ее все же не получил.

Помимо Логинова, Чуева и Петрова стоит упомянуть еще о двух значимых кандидатах. Это председатель Думы КАО коммунист Нина Солодякова и генеральный директор ООО "Торговый дом "Арман" города Владивостока Бауржан Бельбаев. Нина Солодякова – представитель КНМС, человек крайне энергичный, скандальный и хорошо известный в округе. Ее надежды на успех были связаны с тяжелейшей экономической ситуацией в округе, однако ее кампания имела минимальные финансовые ресурсы и в условиях “профессионального избирателя” шансов на победу реально почти не было. Бельбаев представляет крупную для Корякии рыбную кампанию “Корякаквапром” (или же “Марина-Ич”, связана с кланом президента Казахстана Н.Назарбаева, генеральный директор О.К.Жамангаринов). Однако в регионе до начала кампании Бельбаев был малоизвестен, по мнению наблюдателей он крайне позитивно воспринимался на личных встречах и мог бы добиться гораздо большего, обладай он большим политическим опытом и более профессиональным избирательным штабом. В целом он вел компанию в позитивном ключе, но, насколько известно, на финальном этапе кампании даже многие его активисты были перекуплены более “денежными” кандидатами.

Эта пятерка (Логинов, Чуев, Петров, Солодякова, Бельбаев) и вела активную избирательную кампанию – ездила по территории, встречалась с населением, выпускала листовки и газеты. Иные 5 кандидатов, включая Юрия Хнаева, носили “технический характер”. Видимо, с целью помочь Логинову и “говорить то, что сам губернатор не может”, выдвинулся его бывший заместитель, бывший народный депутат РФ Сергей Засухин. Среди иных “технических” кандидатов также житель Подмосковья Николай Семенец (как уже отмечено, это, судя по всему, команда Чуева), безработный из г. Петропавловск–Камчатский Александр Капцевич и пенсионер из г. Магадан Петр Бондаренко (Бондаренко, видимо, “технический” кандидат Логинова – именно Бондаренко подавал жалобы на Чуева).

При всей активности кампании конкурентов, она все же была не слишком согласована – они так и не решили, кто из них “главный”, и, как хорошо видно по итогам первого тура, Чуев и Петров “пришли ноздря в ноздрю”. При этом Чуев занял второе место только в Тигильском районе, Петров был вторым в Карагинском и Олюторском районах, Бельбаев занял второе место в Пенжинском районе – самом бедном и самом “покупном”. Только не слишком удачное выступление Петрова в Тигильском районе помешало ему выйти во второй тур – после этого команда Логинова вздохнула с облегчением, так как слишком негативистская кампания Чуева явно мешала ему консолидировать голоса иных кандидатов во втором туре (кампании Петрова и Бельбаева явно носили консолидаторско-позитивный характер). Команда Чуева пыталась имитировать, что его якобы поддержали все не вышедшие во второй тур кандидаты, и даже направляла в СМИ соответствующие информационные сообщения, однако на практике этого не было – Чуев не смог договориться не только с Петровым и Бельбаевым, но даже с гораздо более близкой к нему по политическим взглядам Солодяковой. В итоге, хотя сильно и прибавив по сравнению с первым туром, во втором он “уверенно” проиграл. Можно предположить, что если бы во второй тур вышел гораздо более компромиссный и нейтральный Петров, исход выборов был бы другим.

Итоги первого тура выборов губернатора КАО 14 марта 2004

 

Округ в целом

Олюторский район

Тигильский район

Карагинский район

Пенжинский район

Всего избирателей

18037

4859

6722

4443

2013

Явка

12934 (71,07%)

3638 (74,9%)

4948 (73,6%)

2757 (62,1%)

1582 (78,5%)

Действительных бюллетеней

12765

3587

4884

2730

1564

Б.Н.Бельбаев

1377 (10,62%)

243 (6,8%)

467 (9,6%)

433 (15,86%)

234 (14,96%)

П.П.Бондаренко

19 (0,15%)

3 (0,08%)

10 (0,2%)

3 (0,1%)

3 (0,1%)

С.Ф.Засухин

36 (0,28%)

8 (0,22%)

14 (0,28%)

14 (0,5%)

0

А.О.Капцевич

13 (0,1%)

3 (0,08%)

3 (0,06%)

4 (0,1%)

3 (0,1%)

В.А.Логинов

4841 (37,5%)

1073 (29,9%)

2150 (44%)

930 (34%)

688 (43,9%)

А.В.Петров

2166 (16,81%)

1003 (27,9%)

536 (10,97%)

485 (17,8%)

142 (9,1%)

Н.В.Семенец

22 (0,17%)

2 (0,08%)

7 (0,1%)

8 (0,3%)

5 (0,3%)

Н.И.Солодякова

951 (7,38%)

262 (7,3%)

369 (7,6%)

234 (8,6%)

86 (5,5%)

Ю.А.Хнаев

216 (1,56%)

40 (1,1%)

66 (1,4%)

32 (1,2%)

78 (5,0%)

Б.Н.Чуев

2317 (17,98%)

701 (19,54%)

1032 (21%)

364 (13,3%)

220 (14,1%)

Против всех

807 (6,16%)

249 (6,94%)

230 (4,7%)

223 (8,2%)

105 (6,6%)

Итоги второго тура выборов губернатора КАО 4 апреля 2004

 

Округ в целом

Олюторский район

Тигильский район

Карагинский район

Пенжинский район

Всего избирателей

18329

5029

6759

4504

2037

Явка

12632 (68,9%)

3651 (72,6%)

4796 (70,95%)

2644 (58,7%)

1541 (75,6%)

Действительных бюллетеней

12290

3440

4741

2603

1506

В.А.Логинов

6425 (52,27%)

1639 (47,6%)

2721 (57,4%)

1179 (45,3%)

886 (58,8%)

Б.Н.Чуев

4961 (40,37%)

1481 (43%)

1776 (37,5%)

1191 (45,8%)

513 (34,1%)

Против всех

904 (7,4%)

320 (9,3%)

244 (5,1%)

233 (8,95%)

107 (7,1%)

Что касается второго тура, то здесь необходимо отметить важные изменения, особенно заметные по сравнению с выборами 2000 года. Главное из них – Логинов фактически утратил поддержку в своем прежнем, “базовом” для себя районе – Олюторском. Столь минимальный выигрыш здесь позорен, учитывая, что именно этот район является базой “Корякгеолдобычи”. Это следствие разочарования населения района, которое ожидало, что все в районе будут “жить, как сотрудники КГД” – однако ничего подобного не произошло. Именно бросающая в глаза диспропорция в социальном положении сотрудников, а особенно менеджмента КГД, по сравнению с остальным населением района, привела к смене надежд 2000 на озлобление 2004. Более того, в районе хорошо понимают, что платина заканчивается, и если население района до сих пор от добычи платины ничего не получило, то теперь уже точно не получит. Хотя надо признать, что КГД отыгрывало негатив в свой адрес, как могло. Так президент КГД К.Шакиров заявил в интервью газете “Камчатские вести”: “В 2003 году только на социальные программы в Корякии мы выделили более двух миллионов долларов. Никто из наших оппонентов, естественно, даже не приблизился к таким показателям. Однако некоторые местные политики абсолютно безосновательно заявляют, что якобы мы чуть ли не ограбили корякскую землю. Как это ни парадоксально, но подобные заявления слышатся в основном от тех людей, которые действительно ничего не сделали для Корякии, а напротив устраивали своё благополучие за счёт бюджетных средств...”7. Также проигран был и Карагинский район, где на выборах главы районной администрации в январе 2003 Логинов фактически “кинул” прежде верного своего сторонника главу администрации п. Оссора Андрея Литвинова (именно команда Литвинова здесь работала на Логинова в 2000). Исход выборов решил Тигильский район – парадоксально, но именно он в 2000 был базой прежнего губернатора В.Броневич. На самом деле эта парадоксальность закономерна – большинство населения Паланы (входящей в состав Тигильского района) – это чиновники различного уровня и ранга. Они по своему положению заинтересованы в сохранении нынешнего положения – в 2000 они голосовали за действующего губернатора Броневич, в 2004 за действующего губернатора Логинова. Чуев же своей агрессивной кампанией “наведения порядка” явно перегнул палку – ведь даже маленький чиновник, пусть он даже не очень любит чужого для Паланы губернатора, но сам тоже “не без греха”. Кроме того, команда Логинова перед вторым туром постаралась довести этот негативизм Чуева почти до абсурда. Чуеву только не хватало призвать к борьбе с браконьерством, только благодаря которому местное население хоть как-то сводит концы с концами. Очевидно, крайне опасаясь проигрыша, команда Логинова постаралась нажать на все возможные рычаги. Так, перед вторым туром численность избирателей возросла с 18037 до 18329 человек, причем 170 человек из них “появились” в Олюторском районе – насколько известно, местную регистрацию ускоренно получили работающие в КГД вахтовики. Об определенном административном перенапряжении свидетельствует и рост по сравнению с первым туром со 194 до 346 проголосовавших досрочно, причем 285 из них проголосовали досрочно в Олюторском районе (видимо те же самые вахтовики; кстати. первом туре там проголосовало досрочно всего 149 человек). Кроме того, активно преподносилось, что Генеральный совет партии "Единая Россия" принял решение о поддержке кандидатуры Логинова на втором туре выборов, состоялась встреча Логинова с руководством думской фракции партии "Единая Россия", лидеры фракции заверили, что предвыборная ситуация в Корякии остается предметом самого пристального внимания руководства партии. Впрочем, вряд ли это обстоятельство имело решающее значение.

Таким образом, пусть с большим трудом, Логинов остался губернатором на второй срок. И главной причиной тому два обстоятельства – досрочность губернаторских выборов, не давшая толком раскрутиться Петрову и Бельбаеву, а также явные ошибки, допущенные командой Чуева.

Помимо выборов губернатора, в ходе губернаторской кампании 15 февраля 2004 состоялись выборы главы администрации окружного центра – поселка Палана и депутатов поселкового совета. За пост главы поселка боролись 7 кандидатов, а за 7 депутатских мандатов – 28 претендентов. Выборы признаны состоявшимися, явка избирателей на них составила свыше 50%. 16 февраля участковая избирательная комиссия объявила предварительные итоги голосования. Согласно предварительным данным, победу на выборах главы администрации одержал 30-летний Алексей Алексеев, бывший офицер погранвойск, работающий юристом в ГУП ЖКХ КАО. По предварительным данным, за Алексеева отдали свои голоса 325 жителей Паланы, а за предпринимателя Сергея Прудникова – 294. Кандидат на должность главы администрации Владимир Назаров обратился в прокуратуру Тигильского района с заявлением "О возбуждении уголовного дела по фактам фальсификации итогов муниципальных выборов, состоявшихся 15 февраля". В заявлении он указывает на большое число недействительных бюллетеней. В голосовании приняло участие чуть более 1300 человек, испорченных бюллетеней оказалось – 289 (около 25% от числа принявших участие в голосовании), тогда как на выборах депутатов недействительными признано только 4 бюллетеня. Владимир Назаров обратился также с заявлением во временную муниципальную избирательную комиссию с просьбой до официального установления результатов выборов провести повторный подсчет голосов. Что интересно – поддержавшие Логинова в противостоянии с Чуевым на выборах губернатора паланцы на местных выборах предпочли по сути оппозиционного губернатору кандидата.

Выборы прошли. Что дальше?

Несмотря на все предвыборные обещания, жителям округа вряд ли стоит рассчитывать на существенное улучшение своих условий жизни. Скорее наоборот. Рыбные запасы сильно истощены и не приносят прежних доходов. В настоящее время в округе нет крупных рыбопромышленных предприятий, все они средние и мелкие. Среди рыбопромышленных компаний КАО все более растет доля компаний, контролируемых камчатским, а в последнее время и приморским капиталом. В частности, активно работает в КАО приморская компания ОАО “Преображенская База Тралового Флота”, уже ставшая одной из базовых в Камчатской области (председатель Совета директоров компании – член Совета Федерации, уже упоминавшийся Олег Кожемяко). На этих выборах Кожемяко своей позиции публично не обозначал.

Туманно будущее “Корякгеодобычи” (во всяком случае в самой Корякии). Еще недавно КГД добывало по 6,5 тонн платины в год. Однако затем производство было снижено до не более 3,5 тонн в год, чтобы не исчерпать запасы слишком быстро, чтобы их хватило к тому времени, когда заработает добыча рудного золота. Сейчас себестоимость добычи платины становится все более высокой. Время “легкого металла” прошло, и для поддержания прежнего объем добычи платины необходимо зарываться все глубже и перерабатывать все большие объемы горной породы, это означает, что требуется все большее число сотрудников. В настоящее время основная деятельность компании перемещается в Камчатскую область, куда фактически уже перенесен и центральный офис компании. Месторождения, на разработку которых у “Корякгеолдобычи” есть лицензии, имеют прогнозные запасы около 200 тонн золота. В ближайших планах КГД освоение Агинского и Аметистового золоторудных месторождений с общими запасами золота около 80 тонн. Проблема компании в том, что действующий платиновый проект будет исчерпан примерно лет через 5, а новые “золотые проекты” только еще должны быть запущены, причем они являются очень затратными и требуют больших инвестиций. Таким образом, компания вступает в полосу значительных рисков, которые могут оправдаться, а могут и нет. А значит, “платиновых” денег в округе скоро не будет.

На фоне этой печальной реальности возникает идея объединения округа с Камчатской областью, которую озвучили губернатор Корякии Владимир Логинов и представители территориального отделения партии “Единая Россия”. Объединение предлагается ими как выход из безнадежной дотационности и депрессивности территории. Однако, очевидно, что и оно не станет панацей. Пока КАО остается самостоятельным субъектом РФ, ее проблемы хоть как-то заметны на федеральном уровне, проблемы же нескольких окраинных районов не самой важной области уже вряд ли будут кому-то нужны.

1 Вскоре после выборов 2000 года камчатские правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении бывшего вице-губернатора Корякского автономного округа Бориса Левчука. По данным регионального отдела по борьбе с организованной преступностью и КРУ Минфина, Левчук в 1997-1999 годах, будучи вице-губернатором и одновременно являясь соучредителем ряда акционерных обществ, "создал преступное сообщество с целью хищения материальных средств и имущества". В частности, используя должностное положение, Левчук не по назначению израсходовал два миллиона рублей из средств местного и федерального бюджетов.

2 Владимир Александрович ЛОГИНОВ родился 18 ноября 1954 в г. Онега Архангельской области. В 1974 работал радиомотористом в Кольской поисково-съемочной партии Мурманской ГРЭ (г. Кировск Мурманской области). В 1975 – техником-геологом в Восточно-Чукотской ГРЭ в п. Эгвикинот Магаданской области. 1975-1977 – служба в рядах Советской Армии (г. Партизанск Приморского края). В 1977-1995 работал в Северо-Камчатской комплексной геолого-разведочной экспедиции в с. Корф Олюторского района техником-геологом, горным мастером, начальником партии, начальником экспедиции. С 1995 по 2000 год был генеральным директором ЗАО “Корякгеолдобыча”. Указом Президента РФ № 1350 от 11 ноября 1998 г. группа специалистов ЗАО “Корякгеолдобыча” за открытие, разведку и освоение месторождений платины была награждена государственными наградами, В.А. Логинов был награжден Орденом Почета. В 1995 В.Логинову было присвоено звание “Почетный разведчик недр”. В 1981-1987 обучался в Иркутском государственном университете им. Жданова (инженер-геолог), в 1994-1995 – в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (магистр управления). В разное время дважды избирался депутатом Олюторского райсовета, был членом Малого Совета Олюторского района. В 1998-2000 – депутат Камчатского областного Совета народных депутатов от Корякского трехмандатного округа № 17. Женат, имеет двух дочерей. В феврале 2002 в Москве по информации милиции была обкрадена квартира губернатора КАО В.Логинова в доме № 1 на Площади Победы.

3 С помощью Орлова есть выход на председателя Совета Федерации профессионального геолога С.Миронова, и на этом каналы лоббистского влияния администрации КАО в Москве заканчиваются.

4 В окружной Думе сменился председатель // Информационная рассылка Этно-Экологического Информационного центра "Лач". № 24 (87), 24 июня 2003 года.

5 В каждом “полноценном” муниципальном образовании необходимо создать финансовый отдел (2-3 человека), комитет по управлению имуществом, юристов; так, в п. Палана штаты муниципального образования выросли с 14-16 человек до 26.

6 Палана и Усть-Хайрюзово, как муниципальные образования, добились отдельных строчек в окружном бюджете, хотя и не являются населенными пунктами окружного подчинения. Того же хотят власти с. Корф.

7 Шакиров К. С Камчаткой связываем наше будущее // Камчатские вести. 31 марта 2004 (http://www.kamvesti.ru/?id=archive&action=showart&date=2004-03-31&na=2)

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru