Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 Предложение 2. 

Сокращение общефедеральной части партийных списков на выборах депутатов Государственной Думы до 3

Юрий Альбертович ДМИТРИЕВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Академии труда и социальных отношений

Данное предложение имеет целью направить активность политических партий в регионы. Однако очевидно, что основную роль в "раскручивании" кандидатов играет телевидение, причём федеральные каналы (яркий пример - создание положительно образа Алу Алханова на выборах Президента Чеченской Республики). Регионы в значительной своей массе лишены подобной возможности. Думаю, чтобы уравнять шансы федеральных и региональных кандидатов, необходимо запретить использование элементов предвыборной агитации на телевидении вне рамок избирательной кампании.

Аркадий Ефимович ЛЮБАРЕВ, эксперт по вопросам избирательного законодательства

Сокращать общефедеральную (центральную) часть списка надо: 18 кандидатов – это слишком много. Но сокращение до 3 – это перебор.

Для чего нужно сокращать число кандидатов в центральной части?

Во-первых, для того, чтобы могли получить мандаты кандидаты из региональных частей. Но для этого достаточно ограничить центральную часть 12 кандидатами (как это было в законе 1995 г.). Если партия преодолевает 5%-ный барьер, она сразу получает не менее 12 мандатов (при 7%-ном барьере – не менее 16 мандатов, а если все 450 депутатов будут избираться по спискам при 7%-ном барьере – не менее 32 мандатов).

Во-вторых, чтобы кандидаты, имеющие приоритетные шансы на попадание в Думу, не были “спрятаны” от избирателей. В настоящее время в избирательный бюллетень включается только первая тройка из центральной части, а имена других кандидатов из этой части большинству избирателей остаются неизвестными. Однако этот дефект можно исправить другим путем: включая в бюллетень большее количество кандидатов (бюллетень при этом станет немного длиннее) или перечислением всех кандидатов, включенных в центральную часть, в информационном плакате, который размещается на каждом избирательном участке.

Сокращение центральной части до трех кандидатов плохо тем, что это может привести к снижению качества депутатского корпуса. Не надо забывать, что парламент – не только представительный, но и законодательный орган. И для того, чтобы он мог эффективно выполнять законодательные функции, в нем должны быть представлены специалисты разного профиля. И серьезные партии, понимая это, стараются включить в центральную часть списка соответствующих специалистов – в области экономики, права, внешней политики и т.п. Сокращение центральной части до трех человек может привести к дисбалансу специалистов и снижению интеллектуального потенциала парламента.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru