Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Юрий Григорьевич КОРГУНЮК
главный редактор "Партинформа"

1. В какой степени избирательная система может влиять на представительность и эффективность работы избираемого органа и в целом на политическое структурирование общества?

Влияние это несомненно. Впервые на него указал ещё Дюверже. Другое дело, что его не следует преувеличивать. Характер избирательной системы – это всё-таки фактор второго порядка. Роль же фактора первого порядка играют более фундаментальные характеристики общества – в частности, гражданская зрелость его членов. Но, конечно же, не стоит это влияние и преуменьшать. Достаточно вспомнить хотя бы, что своим удивительным политическим долголетием такая откровенная псевдопартия, как ЛДПР Жириновского, обязана исключительно пропорциональной системе.

2. Считаете ли Вы возможным и допустимым переход на полностью пропорциональную систему

  • на выборах депутатов Государственной Думы?
  • на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Отношусь к этой идее резко отрицательно. И убойным аргументом здесь служит пример всё той же ЛДПР.

3. Ваше отношение к заградительному барьеру на выборах депутатов Государственной Думы – какой из вариантов Вы поддерживаете:

  • сохранение 5%-ного барьера;
  • повышение барьера до 7% (как это предусмотрено переходными положениями действующего закона);
  • снижение барьера до 3%;
  • полный отказ от заградительного барьера?

Сама по себе идея заградительного барьера вполне разумна. У нас и так слишком много псевдопартий. Нет никакого смысла поощрять их появление. Но ведь сам смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы дать возможность быть представленными в парламенте "третьим" и "четвертым" силам. Так что вряд ли целесообразно слишком завышать заградительный барьер, тем более ломая уже устоявшиеся правила игры. На мой взгляд, коли уже выбрали 5%-ный барьер, стоит сохранять его и впредь.

4. Считаете ли Вы необходимым ограничить федеральным законом заградительный барьер на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Мысль здравая. Дабы лишить региональные власти соблазна манипулировать этим барьером.

5. Ваше отношение к системе выборов по “открытым” спискам – какой из вариантов Вы поддерживаете:
  • скорейшее введение “открытых” списков на выборах депутатов как Государственной Думы, так и законодательных органов субъектов РФ;
  • осторожное введение “открытых” списков после того, как будут ясны результаты эксперимента, проведенного в ряде регионов;
  • отказ от использования в РФ “открытых списков”?

Я вообще далёк от того, чтобы возлагать особые надежды на благотворную роль всяческих институциональных изменений. Экспериментировать, конечно же, можно, но ждать мгновенных результатов не стоит. Наш избиратель и среди названий партий путается, а если ему к тому же усложнить выбор, вообще может махнуть на всё рукой. "Открытые" списки больше подходят для "малопартийных" систем, а наша система – псевдопартийная, да еще с выраженным моментом неустойчивости, флуктуационности. Так что я за "осторожный" вариант.

6. Считаете ли Вы допустимым или желательным использование смешанной системы германского образца на выборах депутатов Государственной Думы или законодательных органов субъектов РФ?

Мне кажется, это было бы полезным. Германская система во многом сглаживает недостатки, присущие пропорциональной системе.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru