Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Александр Владимирович КЫНЕВ
кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

1. В какой степени избирательная система может влиять на представительность и эффективность работы избираемого органа и в целом на политическое структурирование общества?

В самом прямом, так как именно избирательная система определяет то, каковы шансы на представленность в парламенте различных групп населения, насколько стимулируются диалоговые процедуры и коалиционные механизмы. Так, в США наличие механизма праймериз позволяет сохранять двухпартийную систему, когда каждая из двух ведущих партий на самом деле является сложным конгломератом различных групп. Крайне важно, чтобы система обеспечивала представленность меньшинств, так как от этого зависит не только политическая стабильность в стране, но и представленность в парламенте различных точек зрения. Отсутствие вариативности в парламенте ведет к деградации его как органа, вырабатывающего стратегические для страны решения. Как любая деятельность, управление без конкуренции идей и диалога умирает и вырождается, превращаясь во все более оторванную от жизни догму. Система должна содержать в себе возможности ее постоянного обновления.

2. Считаете ли Вы возможным и допустимым переход на полностью пропорциональную систему

  • на выборах депутатов Государственной Думы?
  • на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Считаю категорически недопустимым, так как существующая в стране партийная система носит антидемократический характер и противоречит интересам гражданского общества. В этих условиях выборы по спискам превращаются в референдум по поддержке отобранных чиновниками кандидатов. Смешанная система – оптимальный механизм сочетания территориальных и партийных интересов.

3. Ваше отношение к заградительному барьеру на выборах депутатов Государственной Думы – какой из вариантов Вы поддерживаете:

  • сохранение 5%-ного барьера;
  • повышение барьера до 7% (как это предусмотрено переходными положениями действующего закона);
  • снижение барьера до 3%;
  • полный отказ от заградительного барьера?

Оптимально – снижение барьера до 2–3%, а при полностью пропорциональной системе его полная отмена.

4. Считаете ли Вы необходимым ограничить федеральным законом заградительный барьер на выборах депутатов законодательных органов субъектов РФ?

Необходимо установить в качестве максимальной планки, выше которой регионы барьер установить не могут – 5%.

5. Ваше отношение к системе выборов по “открытым” спискам – какой из вариантов Вы поддерживаете:
  • скорейшее введение “открытых” списков на выборах депутатов как Государственной Думы, так и законодательных органов субъектов РФ;
  • осторожное введение “открытых” списков после того, как будут ясны результаты эксперимента, проведенного в ряде регионов;
  • отказ от использования в РФ “открытых списков”?

Наша избирательная система и население не готовы к открытым спискам. Это приведет только к фальсификациям и манипуляциям, к еще большему контролю государственной бюрократии над партиями.

6. Считаете ли Вы допустимым или желательным использование смешанной системы германского образца на выборах депутатов Государственной Думы или законодательных органов субъектов РФ?

Я думаю что в экспериментальном порядке ее можно было бы использовать в паре субъектов РФ. К примеру в Московской области на выборах 2005 года.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru