Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 Вопрос 1. 

Как Федеральный закон "О политических партиях" повлиял на партийное строительство в период подготовки к парламентским выборам (2001-2003 гг.)? 

Александр Владимирович КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

В сочетании с объективным кризисом лидерства и кризисом идей всех основных партий, как правых, так и левых (что вполне естественно на этапе смены политических эпох), это дало кумулятивный эффект в виде резкого обрушения партийной системы образца 1995-2002 годов, которое даже за короткие два месяца после 7 декабря 2003 года приобрело угрожающий характер как в СПС и ЯБЛОКЕ, так и в КПРФ. Фактически в России сейчас возникла по сути беспартийная система, или более точно, система имитационных партий.

полный текст

Игорь Борисович БОРИСОВ, кандидат юридических наук, Председатель Совета Российского общественного института избирательного права

Сегодня еще нельзя сказать, что закон “О политических партиях” стал панацеей от всех бед для политических объединений и идеально регулирует партийное строительство в России. Но отдельные его положения, которые действовали в период подготовки политических партий к выборам депутатов Госдумы 4-го созыва, сыграли свою положительную роль.

Во-первых, политические игроки заблаговременно до выборов в парламент структурировались и привели себя в порядок. Этап регистрации (перерегистрации) партий был хорошей подготовкой к очередным выборам. Этап регистрации, плавно перешедший в избирательную кампанию, по сути являлся “разведкой боем” для будущих участников предвыборных баталий.

Во-вторых, политические партии в процессе приведения своей структуры в соответствие с обновленным федеральным законодательством создали сильные юридические и организационно-методические отделы, которые впоследствии (на выборах) проявили себя с лучшей стороны: на прошедших выборах, в отличии от выборов 1999 года, ни одно избирательное объединение не было отстранено ЦИК России или судом от участия в выборах.

В-третьих, именно в переходный период реорганизации партий (2001-2003 гг.) политические объединения провели реальный замер электорального (и не только электорального) предпочтения в регионах, определив свои потенциальные возможности и скорректировав планы избирательной кампании.

В-четвертых, в ходе регистрации политических партий и связанных с ней судебных процессах участники предстоящих выборных баталий могли для себя сделать выводы о том, кому будет дан “зеленый свет”, а кого даже “не выпустят из гаража”.

полный текст

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru