Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

 Александр Викторович ЮРИН 
исполнительный директор Института развития избирательных систем

1. Какой Вы видите роль первых альтернативных выборов марте 1989 г. для развития российской демократии?

В качестве первых выборов – роль только положительная. В то же время власти сделали все, чтобы выхолостить смысл избрания первых народных представителей, для чего был изобретен неработающий орган – говорильня для 2250 депутатов, для превращения пара в свисток. В результате внимание избирателей было отвлечено от реальных дел в сторону прослушивания выступлений. Время для формирования реальной демократии участия было упущено… Единственно прямое следствие этих далеких выборов – позиция “против всех” в бюллетенях, как обеспечение альтернативности…

2. Какие события среди ниже перечисленных Вы считаете наиболее значимыми:
  • 11 марта 1985 – избрание М.С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС;
  • 1 июля 1988 – решение XIX партийной конференции о реформе политической системы;
  • 1 декабря 1988 – внесение изменений в Конституцию СССР и принятие нового Закона “О выборах народных депутатов СССР”;
  • 26 марта 1989 – выборы народных депутатов СССР;
  • 27 октября 1989 – внесение изменений в Конституцию РСФСР и принятие новых законов РСФСР о выборах;
  • 4 марта 1990 – выборы народных депутатов РСФСР и депутатов местных Советов;
  • 15 марта 1990 – изменение ст. 6 Конституции СССР, введение поста Президента СССР, избрание М.С. Горбачева Президентом СССР;
  • 12 июня 1990 – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;
  • 17 марта 1991 – принятие на референдуме РСФСР решения о введении поста Президента РСФСР;
  • 12 июня 1991 – избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР;
  • 21 августа 1991 – ликвидация путча ГКЧП;
  • 25 апреля 1993 – референдум о доверии Президенту РФ;
  • 12 декабря 1993 – принятие всенародным голосованием Конституции РФ.

12 декабря 1993 – принятие всенародным голосованием Конституции РФ. Это событие по сумме последствий перевешивает все вышеперечисленные…

3. Какие из прошедших выборов на Ваш взгляд были наиболее честными и почему:
  • выборы народных депутатов СССР 26 марта 1989;
  • выборы народных депутатов РСФСР 4 марта 1990;
  • выборы Президента РСФСР 12 июня 1991;
  • выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993;
  • выборы депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995;
  • выборы Президента РФ 16 июня 1996;
  • выборы депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999;
  • выборы Президента РФ 26 марта 2000;
  • выборы депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003;
  • выборы Президента РФ 14 марта 2004.

Выборы народных депутатов СССР 26 марта 1989, выборы народных депутатов РСФСР 4 марта 1990 - при разрушении существовавшей в то время системы контроля большое количество протестных кандидатов смогло пройти в депутаты.

Выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 - первый и последний чистый эксперимент, единственные выборы при неработающей системе административного контроля над избирательной кампанией и голосованием, которые привели к плачевным для Кремля результатам. Результаты ощущались вплоть до выборов в Думу 1999 года.

4. Как Вы оцениваете прошедшие за 15 лет изменения в следующих сферах:

Развитие парламентаризма - пик позади… ни один парламент любого уровня не имеет в глазах избирателя никаких реальных полномочий. За десятилетие промывания мозгов избиратели утвердились во мнении, что все депутаты являются дармоедами и коррупционерами, что, кстати, будет приносить вред парламентаризму еще много лет.

Развитие многопартийности - может быть, лучше было бы пройти через более длительный этап формирования партий как групп, лоббирующих интересы различных социальных слоев, демографических, деловых и т.п., с соответствующими издержками, необходимыми для воспитания общества. Развитие в этом направлении было остановлено после 1996 года, когда существующие элиты обеспокоились своим благополучием и вспомнили про закон о партиях, который привел к консервации существующего положения.

Переход от мажоритарной системы абсолютного большинства к смешанной избирательной системе - это не привело к формированию партий и большей демократии из-за отсутствия у выборных органов реальных функций (см. Конституцию РФ).

Распространение избирательных механизмов на институты исполнительной власти - это помогло еще больше оторвать исполнительную власть от влияния народных представителей (законодателей) и запутать избирателя…

Обеспечение альтернативности выборов - при отсутствии организаций, выражающих волю избирателей, альтернативность не может заменить демократию участия…

Обеспечение равенства кандидатов и партий на выборах - с этим в России самая большая проблема. Начиная с 1993 года ни один закон не может исправить ситуацию…

Обеспечение независимости избирательных комиссий - реальной независимости добиться не удалось – в разные периоды этому были разные причины. Одна из главных на сегодняшний день – отсутствие структурированного общества и, как следствие, – власти разных уровней, как организованное меньшинство, имеющее свои интересы, имеет возможность оказывать влияние на избирательные комиссии соответствующего уровня.

Обеспечение общественного контроля за проведением выборов - контроля стало меньше, но он стал эффективнее благодаря большей прозрачности системы и возможностям проверки ее работы на разных уровнях. С другой стороны, без финансирования этой работы кандидатами и партийными организациями она полностью прекратится, т.к. добровольцы в России практически вымирают…

Влияние административного ресурса на результаты выборов - после 1993 года это важнейшее направление работы постоянно совершенствуется; пределов этому нет, и вряд ли они появятся в обозримом будущем…

Финансирование выборов. ЦИК традиционно смешивает здесь собственное финансирование и финансирование избирательных кампаний. С точки зрения бухучета это абсолютно исключено, так как источники финансирования совершенно разные – бюджет либо собственные деньги кандидатов и партий.

Если под этим понимать финансирование избирательных кампаний кандидатов и партий и его регулирование, то здесь сделан значительный прогресс, хотя сравнивать с нулем (1993 год) будет некорректно. С одной стороны, контролировать финансовые средства, которые идут на поддержку кандидатов, необходимо самому обществу. С другой стороны, эти же требования могут быть использованы для ликвидации неудобных кандидатов. И эти же требования успешно обходятся теми, кто находится у власти.

Если под этим понимать финансирование избирательной системы, то для начала здесь необходимо все подвергнуть полному аудиту и посчитать, сколько денег из бюджета идет на организацию федеральных выборов, региональных и местных разного уровня (и из каких бюджетных средств), сколько денег идет на содержание избирательных комиссий, работающих как на постоянной, так и на временной основе, и сколько денег выделяет бюджет на поддержку кандидатов и партий на разных выборах.

Здесь есть значительные улучшения (т.е. значительно больше денег, чем раньше), с чем согласятся как работники ЦИК, так и комиссий в регионах. Правда, по правилам развития бюрократии, денег будет требоваться все больше и больше, и аппетиты ЦИК могут быть ограничены только отсутствием федеральных выборов и снижением интереса со стороны Кремля. Удорожание системы и оптимизация таких расходов, как, например, оплата труда членов участковых избирательных комиссий, может привести в ближайшем будущем к кризису системы подготовки кадров на низовом уровне. Любой кризис, даже на региональном уровне, будет использован ЦИКом для оправдания собственной необходимости и вмешательства в дела субъектов Федерации для обеспечения управляемости. 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru