Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 2, февраль 2000

 КАНДИДАТЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ. ВПЕРЕДИ - ГЛАВНЫЙ ЭТАП
  22 февраля закончилась регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Они вступили в новый этап предвыборного марафона. В чем состоят их права, как они юридически гарантированы, чем ограничены? Об этом в публикуемой ниже главе VI Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и комментарии к ней В. Васильева (Независимый институт выборов). В левой части страницы печатается текст закона, в правой - пояснения к нему.
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 ГЛАВА VI. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ
 Статья 40. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов 
   1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. 
   2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности категории "А", а также зарегистрированные кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. 
   3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, на время участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации либо копии документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей, и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Президент Российской Федерации, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации и являющийся зарегистрированным кандидатом, продолжает выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. 
   4. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебного положения, установлен пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона. 
   5. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании указанными зарегистрированными кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания в соответствии со статьей 49 настоящего Федерального закона. 
   6. Должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами, или их доверенными лицами, или уполномоченными представителями по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов, или уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, членами, уполномоченными представителями инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. 
   7. Соблюдение установленных настоящей статьей ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению обязанностей перед избирателями. 
   8. Не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, вошедшие в состав такого избирательного блока, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и (или) организаций. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку зарегистрированных кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, и их уполномоченных представителей. 
  
   Комментарий к статье 40.
   1. Устанавливая принципы равенства прав и обязанностей "зарегистрированных кандидатов, Закон тем самым определяет важнейшее условие реализации пассивного избирательного права для тех граждан, которые после осуществления начальных избирательных процедур вступают в решающий этап борьбы за должность Президента Российской Федерации. 
   В данном пункте комментируемой статьи не раскрывается конкретное содержание закрепляемого в ней принципа. Это содержание расшифровывается в ряде последующих статей данного Закона, где говорится о соблюдении равных условий проведения зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, в статье, устанавливающей равенство прав зарегистрированных кандидатов предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания, в статье, определяющей необходимость соблюдения равных условий при предоставлении им бесплатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, в статье, закрепляющей обязанность избирательных комиссий обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборных массовых мероприятий и др.
   Принцип равенства прав и обязанностей зарегистрированных кандидатов, как это следует из комментируемого текста, не имеет абсолютного значения. Уже в самой статье 40 установлены исключения из этого принципа, а именно некоторые ограничения прав одних категорий зарегистрированных кандидатов по сравнению с другими категориями (см. комментарий к пунктам 2,3,5 статьи 40). Определяя эти и другие ограничения в использовании зарегистрированными кандидатами своих прав, закон тем самым гарантирует цивилизованные условия состязательности претендентов на должность Президента Российской Федерации. Кроме того, надо учитывать, что устанавливая принцип равенства прав и обязанностей зарегистрированных кандидатов, закон отнюдь не уравнивает их фактические возможности в предвыборном соревновании. Конкретизируя данную общую норму, он закрепляет минимум равных правовых условий, позволяющих зарегистрированным кандидатам использовать до конца свой организационный и финансовый потенциал, который у них может быть далеко не одинаков. Например, устанавливая порядок создания избирательных фондов кандидатов и зарегистрированных кандидатов, закон регламентирует для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов максимальный предел их расходов. Но одни кандидаты могут достичь этого предела, а другие нет. Кроме того, проводя предвыборную агитацию, одни кандидаты опираются на поддержку сильных партий и движений, другим помогают партии слабые, с ограниченными возможностями, а некоторые кандидаты вообще действуют без партийной поддержки и т.д.
   2. Государственные должности, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года, это должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Эти должности подразделяются на три категории - "А", "Б" и "В".
   К государственным должностям категории "А" относятся, согласно указанному Федеральному закону, должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Федеральный закон устанавливает перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов исполнительной и распорядительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие. Это открытый перечень, то есть такой, который предполагает иные, кроме указанных в нем, должности. К ним можно отнести должности руководителей образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации Центрального банка Российской Федерации (статья 75) Совета Безопасности Российской Федерации (пункт "ж" статьи 83), Администрации Президента Российской Федерации (пункт "и" статьи 83), Счетной палаты Российской Федерации (пункт 5 статьи 101), должность Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 2 статьи 129) и иные.
   Упоминаемые в данном пункте комментируемой статьи муниципальные должности - это должности предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должности в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с закрепленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
   Муниципальные должности в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", принятого 17 декабря 1997 года, подразделяются на выборные и иные. Выборными муниципальными должностями, о которых идет речь в комментируемой статье, являются муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов - депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, главы муниципальных образований и иные должностные лица местного самоуправления, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.
   По смыслу статьи 40 зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А", а также выборные муниципальные должности, вправе продолжить выполнение своих должностных обязанностей не прерывая их. Однако они не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
   Под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения следует понимать:
   а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, зарегистрированного кандидата;
   б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, зарегистрированного кандидата, в случае, если иные кандидаты, зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
   в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для сбора подписей избирателей или проведения предвыборной агитации;
   г) использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, зарегистрированного кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
   д) сбор подписей избирателей, проведение предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
   е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) либо обеспечение преимущественного доступа к средствам массовой информации, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, в целях сбора подписей избирателей или проведения предвыборной агитации.
   3. Норма пункта 2 комментируемой статьи, запрещающая использование зарегистрированными кандидатами, которые замещают государственные должности категории "А", использовать преимущества своего должностного положения, воспроизводит норму соответствующей статьи Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В пункте 3 статьи 40 эта норма конкретизирована применительно к Президенту Российской Федерации, баллотирующемуся на второй срок и Председателю Правительства Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации.
   Если все зарегистрированные кандидаты, занимающие государственные должности категории "А", кроме двух указанных должностей, не обязаны по смыслу пункта 2 статьи 40 продолжать выполнение своих должностных полномочий, то в отношении Президента и Председателя Правительства, действующих в определенных условиях. Закон устанавливает иное правило - он однозначно предписывает им продолжить выполнение своих полномочий, что связано с чрезвычайной важностью непрерывного осуществления обязанностей главы государства. При этом они, как и другие зарегистрированные кандидаты, не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
   В данном пункте определены также условия предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной службе, но не занимающих государственные должности категории "А", а также работающих в средствах массовой информации. В отличие от тех, кто занимает государственные должности категории "А", они должны быть освобождены на время участия в выборах от выполнения своих служебных обязанностей. При этом инициатива освобождения должна исходить от зарегистрированного кандидата, который обязан подать заявление на имя руководителя учреждения, организации. Зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей со дня его регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до дня официального опубликования результатов выборов, а в случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру или будет отозван избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствии со статьей 43 настоящего Закона либо в случае отмены регистрации кандидата - до дня выбытия или исключения зарегистрированного кандидата из избирательного процесса.
   Согласно пункту "ж" статьи 80 настоящего Закона, если зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной службе, продолжает выполнять служебные обязанности в период участия в выборах, это является основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата.
   Поскольку освобождение от работы является временным, согласно статьям 66-68 Кодекса законов о труде Российской Федерации зарегистрированный кандидат перестает выполнять свои служебные обязанности путем получения отпуска (оплачиваемого или без сохранения заработной платы). Форму освобождения от выполнения служебных обязанностей зарегистрированный кандидат выбирает сам.
   4. Несмотря на то, что зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, освобождаются на время избирательной кампании от выполнения служебных обязанностей, они, естественно, не теряют стабильных деловых связей и сохраняют возможности использования в целях своего избрания служебного транспорта, преимущественного доступа к средствам массовой информации, привлечения лиц, находящихся в их подчинении или в иной служебной зависимости и т.д. Поэтому Закон устанавливает и для них, как и для зарегистрированных кандидатов, замещающих государственные должности категории "А", запрет на использование преимуществ своего должностного или служебного положения. Перечень возможных нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием этих преимуществ - тот же, что и для кандидатов, замещающих государственные должности категории "А".
   5. Устанавливая право зарегистрированных кандидатов, замещающих государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время, закон не определяет содержания понятия "свободного времени". Между тем определение этого содержания весьма важно для указанной категории должностных лиц, поскольку их рабочий день во времени четко не регламентирован, и это обстоятельство подчас не позволяет правильно определить, когда она проводилась - в рабочее или свободное от работы время. Ориентиром здесь могут служить нормы статей 57-76 Кодекса законов о труде Российской Федерации, которые к свободному от исполнения должностных или служебных обязанностей времени относят перерыв для отдыха и питания, выходные и праздничные дни, дни отпуска. Естественно, отпуск должен быть документально оформлен. Отсюда, в частности, следует, что зарегистрированные кандидаты, о которых идет речь в данном пункте комментируемой статьи, не вправе также заниматься предвыборной агитацией в рабочее время в служебных командировках.
   В данном пункте установлено, что запрет на ведение предвыборной агитации в рабочее время, не действует при использовании зарегистрированными кандидатами названных категорий бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Это связано, в частности, с тем, что время выступления всех кандидатов по радио и телевидению определяется жребием (см. комментарий к статье 49), а жребий не делает различия между рабочим и свободным от работы временем.
   6. Запрещая зарегистрированным кандидатам, являющимся должностными лицами, журналистами и творческими работниками организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, а также их доверенным лицам или уполномоченным представителям по финансовым вопросам, обычным уполномоченным представителям избирательных объединений и блоков и инициативных групп избирателей, участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, законодатель стремился к тому, чтобы лишить их возможности преимущественного доступа к этим средствам.
   Причем надо иметь в виду, что, разграничивая организации телерадиовещания и средства массовой информации, закон допускает неточность - организации телерадиовещания и есть средства массовой информации. Поэтому термин "средства массовой информации", применяемый в контексте данного пункта наряду с термином "организации телерадиовещания", надо понимать как "другие средства массовой информации", к которым относятся прежде всего периодические печатные издания.
   Должностные лица, журналисты, творческие работники организаций телерадиовещания это - руководители телерадиокомпаний, их заместители, главные редакторы, члены совещательных коллегиальных органов при них, руководители телерадиостудий, сценаристы, режиссеры, операторы, редакторы, ведущие телерадиопередач, телерадиодикторы, местные корреспонденты и другие. Не относящиеся к этой категории работники радио и телевидения - осветители, монтажеры, технические помощники режиссеров, работники ремонтных служб и т.д. В число руководителей, журналистов и творческих работников периодических печатных изданий входят главные редакторы газет и журналов, их заместители, ответственные секретари, члены редакционных коллегий и советов, редакторы отделов редакций и сотрудники этих отделов, обозреватели и специальные корреспонденты, не являющиеся работниками отделов, собственные корреспонденты редакций на местах. К этой категории не относятся корректоры, технические редакторы, секретари редколлегий и отделов редакций и др.
   Устанавливая для определенных категорий профессионалов СМИ запрет на участие в освещении избирательной кампании, закон прежде всего преследует цель воспрепятствовать использованию средств массовой информации для предвыборной агитации журналистов за самих себя или за "своих" зарегистрированных кандидатов. Но участие в освещении избирательной кампании этим не ограничивается. Информация о выборах может напрямую и не затрагивать данного зарегистрированного кандидата. Однако журналист - зарегистрированный кандидат или лицо, "приближенное" к нему, вряд ли могут быть беспристрастными ко всем перипетиям избирательной гонки. Во всяком случае никто не может дать гарантии объективного подхода этих лиц к освещению избирательной кампании. Именно поэтому закон вводит запрет на использование средств массовой информации во всех формах.
   Комментируемые нормы не расшифровывают - касается ли этот запрет всех средств массовой информации или только тех, где работает зарегистрированный кандидат и его помощники по избирательной кампании. По-видимому, эти нормы нельзя трактовать расширительно. Если бы запрет касался всех средств массовой информации - центральных, региональных и муниципальных это лишило бы зарегистрированных кандидатов -журналистов главных возможностей борьбы за избрание, что в корне противоречит принципу равенства прав зарегистрированных кандидатов. Отсюда следует, что журналисты, зарегистрированные кандидаты и связанные с их предвыборной деятельностью лица не должны пользоваться для освещения избирательной кампании только теми средствами массовой информации, в которых они работают. Естественно, это ограничение должно учитываться при организации жеребьевки по поводу даты и времени их выступлений по телевидению и радио.
   7. Если зарегистрированный кандидат является должностным лицом в том числе выборным, его выступления по радио, телевидению, в прессе в связи с выполнением служебных обязанностей, "на злобу дня" во время избирательной кампании бывает трудно отличить от предвыборной агитации. Еще труднее разграничить предвыборные мотивы и обычную деловую информацию в публичных выступлениях в тот же период зарегистрированных кандидатов, которые баллотируются повторно. Тем не менее в пункте 7 статьи 40 указывается, что ограничения, установленные данной статьей, не должны препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению обязанностей перед избирателями. Это значит, в частности, что зарегистрированные кандидаты, являющиеся депутатами Государственной Думы, законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, а также Президент Российской Федерации, глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления могут публично выступать в период избирательной кампании не связывая эти выступления с выборами помимо тех выступлений, на которые они имеют право будучи зарегистрированными кандидатами на должность Президента Российской Федерации.
   Выступления депутатов, выборных должностных лиц в средствах массовой информации, не связанные с проведением предвыборной агитации, не подпадают под действие настоящего Федерального закона. Они регулируются иными федеральными законами. В частности. Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", принятый 15 декабря 1994 года, устанавливает, что государственные региональные средства массовой информации должны по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Государственной Думы либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу (статья 8).
   8. Запрет на занятие благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании зарегистрированным кандидатам и другим участникам избирательного процесса, а также физическим и юридическим лицам, выступающим от имени или в поддержку зарегистрированных кандидатов и других, связанных с ними лиц, вызван тем, что эта деятельность может быть средством оказания давления на избирателей. Заниматься благотворительностью могут лишь состоятельные зарегистрированные кандидаты - сами или с помощью иных, связанных с ними юридических и физических лиц. Другие зарегистрированные кандидаты не имеют этой возможности, даже если хотят в форме благотворительной акции помочь своим избирателям. Поскольку в этой ситуации создается очевидное неравенство возможностей зарегистрированных кандидатов. Федеральный закон предупреждает его возникновение.
  
  
   Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата
   1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В случае освобождения от работы, службы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации, более чем в 20 раз. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска. 
   2. Зарегистрированный кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов при пользовании любыми видами транспорта общего пользования в пределах территории Российской Федерации, за исключением такси и заказных рейсов. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов при поездках на пригородном (не более 30 поездок) и на междугородном (не более 89 поездок от места жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, до центра субъекта Российской Федерации и обратно) транспорте - по предъявлении проездных билетов, а также стоимость проездных билетов при поездках на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок. 
   3. Возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. 
   4. Выплата денежной компенсации и возмещение транспортных расходов не производятся после сдачи зарегистрированным кандидатом в установленные настоящим Федеральным законом сроки в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итогового финансового отчета. 
   5. Зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента Российской Федерации засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
   6. Зарегистрированный кандидат не может быть без согласия Генерального прокурора Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче такого согласия Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
   7. Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право на получение в соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений .для голосования.
   8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации даты повторного голосования, при этом в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 73 настоящего Федерального закона, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата. 
  
   Комментарий к статье 41.
   1. Под гарантиями деятельности зарегистрированного кандидата понимаются способы обеспечения его прав. Они могут затрагивать материальные и трудовые интересы зарегистрированного кандидата, защищать его от необоснованных арестов, задержаний и иных мер наказания, налагаемых в судебном порядке, создавать организационные и информационные условия для участия в предвыборной борьбе.
   В пункте 1 комментируемой статьи речь носит об условиях освобождения зарегистрированного кандидата на время избирательной кампании от основной работы или службы с тем, чтобы он мог целиком сосредоточиться на предвыборных делах и таким образом в полной мере реализовать потенциал различных форм и методов борьбы за должность Президента Российской Федерации.
   Если зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей без сохранения заработной платы, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выплачивает ему денежную компенсацию. Если заработная плата (денежное содержание, денежное довольствие) зарегистрированного кандидата меньше чем двадцатикратный минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации, ему выплачивается компенсация равная его заработку. В том случае, когда заработная плата или иной регулярный доход зарегистрированного кандидата равны двадцатикратному минимальному размеру оплаты труда или больше нее, зарегистрированный кандидат получает компенсацию равную двадцатикратному размеру минимальной оплаты труда.
   Чтобы получить денежную компенсацию, зарегистрированный кандидат представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерацию копию приказа по основному месту его службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска и документы, подтверждающие среднемесячный размер его заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия) за соответствующий период.
   2-4. Зарегистрированному кандидату для ведения избирательной кампании надо ездить по стране, встречаться с возможно большим числом избирателей. Для этого ему гарантировано право бесплатного пользования транспортом в пределах территории Российской Федерации. В Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации", принятом в 1995 году, содержание этого права не раскрывалось так подробно как в настоящем Федеральном законе. Здесь не только определяется возможность бесплатного пользования любыми видами общественного транспорта, но и указываются пределы такого пользования. Зарегистрированный кандидат на основании настоящего закона может совершать не более 30 поездок на пригородном и не более 89 поездок от места жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, до центра субъекта Российской Федерации и обратно.
   Таким образом он может побывать во всех субъектах Российской Федерации. Конечно, зарегистрированный кандидат не обязан посещать каждый из 89 субъектов, он вправе ориентироваться на какую-то их группу, на несколько субъектов, где нужно его личное присутствие. Он может посетить их по несколько раз. Но и в этом случае число оплачиваемых поездок остается тем же.
   По сравнению с прошлым Федеральным законом о выборах Президента Российской Федерации настоящий Федеральный закон более подробно регулирует порядок возмещения транспортных расходов зарегистрированному кандидату.
   5. Одно из важнейших гарантий трудовых прав зарегистрированного кандидата заключается в том, что на время избирательной кампании он сохраняет свое место работы, службы, учебы. Таким образом исключается возможность для руководителя предприятия, учреждения, организации уволить с работы, со службы, отчислить из образовательного учреждения или перевести на другую работу неугодного ему зарегистрированного кандидата. Это повышает самостоятельность и независимость зарегистрированного кандидата, дает возможность выражать свою политическую позицию без оглядок "на начальство", не опасаясь давления со стороны лиц, с которыми он по работе или службе находится в подчинении.
   По предложению администрации или работодателя (как и по своей инициативе) зарегистрированный кандидат в предвыборный период вправе уволиться с одной работы и перейти на другую. Однако Федеральный закон не допускает таких перемещений без согласия зарегистрированного кандидата. Действия, нарушающие данную норму, могут быть обжалованы в суд.
   Вне зависимости от того, был ли освобожден кандидат от работы на время избирательной кампании с сохранением содержания или без него, его общий трудовой стаж не прерывается. Данное положение в совокупности с указанным выше положением пункта 5 комментируемой статьи и заключает комплекс гарантий трудовых прав зарегистрированного кандидата. Причем зарегистрированный кандидат может быть уверен не только в том, что его не уволят во время выборов с работы, но и в том, что он сохранит свой трудовой стаж именно по этой специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом (что в ряде случаев дает определенные льготы).
   6. По смыслу норм, содержащихся в пункте 6 комментируемой статьи, зарегистрированный кандидат, как и любой гражданин, может быть подвергнут мерам административного взыскания, если они не налагаются в судебном порядке (например, за нарушение правил дорожного движения). Однако если эти меры налагаются в судебном порядке (как правило, они налагаются за более серьезные административные правонарушения), на это должно быть получено согласие Генерального прокурора Российской Федерации. Тем более такое согласие необходимо для привлечения зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности.
   Привлечение к уголовной ответственности - одна из стадий уголовного судопроизводства. Ей предшествует другая стадия - возбуждение уголовного дела. Для возбуждения уголовного дела по факту преступления зарегистрированного кандидата следственные органы не обязаны испрашивать согласие Генерального прокурора Российской Федерации. Только после появления достаточных оснований для предъявления зарегистрированному кандидату обвинения в уголовном преступлении следственные органы обращаются к Генеральному прокурору. Давая согласие на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности так же как и при согласии на привлечение его к административной ответственности, предусматривающей применение мер взыскание в судебном порядке. Генеральный прокурор обязан немедленно сообщить об этом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
   В комментируемой статье не указывается, какой должна быть реакция избирательной комиссии на это сообщение. Однако комиссия не может аннулировать регистрацию данного кандидата, поскольку виновным в совершении преступлении он может быть признан в силу статьи 49 Конституции Российской Федерации, тогда, когда вина его доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. После сообщения Генерального прокурора Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе получать информацию о ходе следствия и судебного разбирательства. И только в том случае, если до дня выборов суд вынесет обвинительный приговор и определит в нем наказание в виде лишения свободы, комиссия будет обязана отменить регистрацию.
   В перечне оснований отмены регистрации кандидата, содержащихся в пункте 3 статьи 80 настоящего закона, отсутствует основание, связанное с вынесением зарегистрированному кандидату судом приговора, предусматривающего лишение свободы. Но по сути это основание вытекает из пункта 5 статьи 3 настоящего закона, согласно которому избирать и быть избранным Президентом Российской Федерации не имеют право граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
   Установленные в данном пункте комментируемой статьи усиленные гарантии личной неприкосновенности зарегистрированного кандидата дает ему возможность, не опасаясь необоснованных преследовании, дойти до конца предвыборного состязания.
   7. Чтобы успешно действовать на предвыборном поле, зарегистрированный кандидат должен быть обеспечен немалой информацией. Характер ее различен. Она касается проблем экономического и социального развития, международных отношений, федерального и регионального законодательства и т.д. Вместе с тем, поддерживая контакты с избирательными комиссиями разных уровней, он должен как минимум знать их адреса и телефоны. Особенно это важно при выездах в субъекты Российской Федерации. Поэтому Федеральный закон гарантирует ему получение необходимых сведений от соответствующих избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
   8. В этом пункте комментируемой статьи определяются сроки действия прав и обязанностей зарегистрированного кандидата. Их можно поделить на общие и специальные. Специальные сроки - для депутатов, не участвующих в повторном голосовании - заканчиваются в день назначения Центральной избирательной комиссией повторного голосования, общие - для депутатов, участвующих в повторном голосовании - в день официального опубликования общих выборов.
   Возможна ситуация, когда перед повторным голосованием один из зарегистрированных кандидатов-участников этого голосования снимает свою кандидатуру. 
   В этом случае кандидат, занявший место выбывшего снова приобретает права и обязанности зарегистрированного кандидата, которые теперь заканчиваются со дня опубликования общих итогов выборов.
  
  
   Статья 42. Доверенные лица зарегистрированного кандидата 
   1. Зарегистрированный кандидат может иметь до 600 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть его доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа. Список доверенных лиц представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
   2. Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На срок, указанный в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
   3. Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.
   4. Зарегистрированный кандидат, назначивший своих доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен их других, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата.
   5. Полномочия доверенных лиц зарегистрированного кандидата начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство, - не позднее окончательного решения суда. 
  
   Комментарий к статье 42.
   По сравнению с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", принятым в 1995 году, настоящий Федеральный закон втрое увеличил максимально возможное число доверенных лиц зарегистрированного кандидата - с 200 до 600. Таким образом существенно расширились организационные гарантии зарегистрированных кандидатов.
   Доверенные лица зарегистрированного кандидата - его первые помощники. Они вправе осуществлять в особых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы. Они могут выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны представлять им необходимую помощь в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями. Они имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на избирательных участках, в том числе на участках в воинских частях, при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования; знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.
   Новое в статусе доверенных лиц, по сравнению с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" 1995 года заключается в том, что они имеют теперь также полномочия наблюдателя, то есть они, кроме всего прочего, вправе изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов о результатах выборов, а также иных документов, обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии и др. 
   Поскольку доверенных лиц много, на прошлых выборах Президента Российской Федерации действовало правило, согласно которому на заседании избирательной комиссии любого уровня обычно могли присутствовать не более двух доверенных лиц одного кандидата на должность Президента Российской Федерации. Очевидно, что и на этих выборах будут установлены ограничения числа доверенных лиц, одновременно находящихся в помещении той или иной избирательной комиссии.
   В комментируемой статье детально регламентируются порядок регистрации доверенных лиц Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сроки его полномочий, некоторые гарантии его деятельности и т.д.
  
  
   Статья 43. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата
   1. Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное уведомление не подлежит отзыву.
   2. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление зарегистрированного кандидата.
   3. Избирательное объединение, избирательный блок по решению органа, выдвинувшего кандидата, зарегистрированного кандидата, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, зарегистрированного кандидата, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения, избирательного блока средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.
   4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.
   5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом, зарегистрированным кандидатом права быть избранным Президентом Российской Федерации.
   6. В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
   7. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в результате того, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо регистрация кандидата была отменена в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 80 настоящего Федерального закона, расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов, взыскиваются соответственно с этого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Если обязанность по возмещению указанных расходов возлагается на избирательный блок, то необходимые для возмещения средства распределяются в равных долях между избирательными объединениями, вошедшими в этот блок на день принятия им соответствующего решения, если иное распределение не предусмотрено в решении о создании этого избирательного блока, представленном в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
   8. В настоящем Федеральном законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
  
   Комментарий к статье 43.
   Хотя комментируемая глава настоящего Федерального закона по преимуществу посвящена статусу зарегистрированного кандидата, в данной статье речь идет как о зарегистрированном, так и о незарегистрированном кандидате.
   Выбытие как тех, так и других кандидатов - это выход из избирательного процесса по собственной воле или инициативе выдвинувшего их избирательного объединения, избирательного блока или в случае смерти кандидатов, признания умершими либо изменения их гражданского статуса, приведшего к утрате права быть кандидатом, зарегистрированным кандидатом. По смыслу данной статьи нельзя считать кандидата, зарегистрированного кандидата убывшим, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказывает ему в регистрации по причинам неправильного оформления документов, недостоверности представленных сведений об имуществе и т.д. Точно так же выбытием кандидата не является отмена его регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 3 статьи 80.
   В комментируемой статье предусмотрены разные возможные случаи выбытия кандидата, зарегистрированного кандидата и их последствия. Что касается кандидата, не зарегистрированного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, то он может отозвать свое согласие баллотироваться в любое время, оставшееся до регистрации без всяких последствий. С него не требуется никаких компенсаций затраченных на него государственных средств - избирательные комиссии не успели еще этого сделать.
   Иное дело - зарегистрированный кандидат. В отличие от Федерального закона 1995 года, не ограничивавшего сроки снятия кандидатуры, настоящий Федеральный закон определяет, что это может быть сделано не позднее чем за пять дней до дня голосования. Правда, в пункте 2 комментируемой статье не предусмотрены, как это было в Федеральном законе 1995 года финансовые последствия этой акции, если ее совершает зарегистрированный кандидат по собственной инициативе. Однако, если его отзывает избирательное объединение, избирательный блок. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации взыскивает с этого избирательного объединения, избирательного блока средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом. Это, естественно, дисциплинирует коллективных участников избирательного процесса и делает его более предсказуемым и организованным.
   Особенно суровые финансовые санкции предусмотрены для случая, когда ко дню голосования остается один зарегистрированный кандидат. С учетом того, что при этом приходится выборы откладывать и начинать избирательную процедуру по сути сначала, тратя на нее немалые средства, пункт 7 комментируемой статьи предусматривает, что в этом случае взыскиваются расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями. Если перенесение выборов произошло в результате снятия своей кандидатуры самим зарегистрированным кандидатом, выплачивает назначенную сумму этот зарегистрированный кандидат. Коль скоро кандидатура отозвана избирательным объединением, избирательным блоком, обязанность возместить расходы возлагается на избирательное объединение, избирательный блок. Причем зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и блоки должны расплачиваться не только в случае, если они соответственно сами сняли или отозвали кандидатуры, но и тогда, когда регистрация кандидата отменена в соответствии с пунктом 3 и 4 статьи 80 настоящего Федерального закона.
   В комментируемой статье не указано к кому конкретно должны применяться финансовые санкции, если регистрация отменяется - к зарегистрированному кандидату или к выдвинувшему его избирательному объединению, избирательному блоку. Все ясно, если зарегистрированный кандидат имеет "независимый статус" - возмещать расходы должен он сам. Но, если зарегистрированный кандидат выдвинут избирательным объединением или блоком. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации прежде чем принимать решение по данному поводу должна, надо полагать, разобраться во всех обстоятельствах, приведших к отмене регистрации.
   При всем том и зарегистрированный кандидат и избирательное объединение или блок обязаны возместить расходы, понесенные на выборах всеми избирательными комиссиями, если снятие кандидатуры или ее отзыв произошли без вынуждающих к тому обстоятельств. В Федеральном законе 1995 года не было расшифровано, что такое "вынужденные обстоятельства". В пункте 8 комментируемой статьи настоящего Федерального закона эти обстоятельства определены.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru